Комфортная среда начинается с уборки

Работа по переходу на новые правила сбора и утилизации твердых коммунальных отходов началась уже давно, сразу после подписания соответствующего федерального закона, и сейчас она подходит к завершению.

В области на конкурсной основе определен региональный оператор – им стало ООО «Природа». В планах – внедрить новую схему обращения с коммунальными отходами на территории всей области, включая строительство новых мусоросортировочных площадок накопления и вывоз мусора даже из отдаленных сел.

Официально пакет с бытовыми отходами каждого домохозяйства или организации называется «твердые коммунальные отходы» – ТКО (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В понятие твердых коммунальных отходов включено все, что мы выбрасываем из дома за ненадобностью: старая мебель, бытовая техника, пластиковая тара, полиэтиленовая упаковка, бумага… В корзину идет все подряд без разбора, и до недавнего времени оно в таком виде хранилось на мусорных полигонах, а то и вовсе находило последнее пристанище на несанкционированных свалках.

Масштаб потребления в нашей стране практически достиг потолка. Стали подпирать потолок и горы мусора. Экологическая, санитарная, пожарная опасность, которую представляют миллиарды тонн коммунальных отходов, вызывает тревогу, и ситуация требует решения.

В этой связи в Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» были внесены изменения, в соответствии с которыми во всех регионах должна быть разработана территориальная схема обращения с ТКО (ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ).

В плане – повсеместная организация сбора мусора и его транспортировка на узаконенные полигоны, где отходы будут сортировать, перерабатывать и утилизировать.

Оренбургская область вместе со всей страной включилась в эту работу. Постановлением правительства Оренбургской области от 26.09.2016 г. № 682-п утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. В нашем регионе собирать и вывозить отходы будет единый региональный оператор – ООО «Природа», который определен на конкурсной основе (ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ (Правила обращения с твердыми коммунальными отходами), утвержденная Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641»).

В функциях регионального оператора «Природа»:

– работать с собственниками ТКО, управляющими организациями, товариществами собственников жилья по накоплению, сбору и транспортированию ТКО в соответствии с территориальной схемой;

– ликвидировать места несанкционированного размещения ТКО;

– принимать участие в разработке и реализации инвестиционных программ по созданию объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО  в соответствии с территориальной схемой;

– вносить предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере обращения с отходами, в том числе в формировании тарифов (по запросам уполномоченного исполнительного органа государственной власти Оренбургской области);

– участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами, в том числе с ТКО.

Кроме того, оператор должен размещать информацию на официальном сайте, рассматривать претензии, жалобы, заявления по вопросам обращения с ТКО и осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Оренбургской области.

Ориентир  –    современная   экология

Самые большие перемены ждут сельские территории Оренбуржья. В городах и райцентрах система сбора и вывоза мусора практически повсеместно действует не один десяток лет. А вот в селах это явление в новинку.

У нас ежегодно фиксируются тысячи случаев, когда на несанкционированных свалках получают отравление или травмы домашние животные. Мусорки вокруг сел и деревень – это и источник пожарной опасности. Кроме огня, угрозу представляют и продукты горения, особенно если горит пластмасса, резина и подобные им материалы.

С точки зрения федерального закона и его исполнения, сбор и вывоз твердых коммунальных отходов – вопрос решенный. Мусорная проблема должна быть и будет решена. План работы есть, и наша общая задача – его реализовать.

Согласно схеме, в области планируется создание двух современных полигонов: – «Восточного» в районе Орска, и «Южного» – под Соль-Илецком. На них построят автоматические мусоросортировочные комплексы, а затем и заводы по производству альтернативного топлива.

В 2019 году будет проведено проектирование, экологические экспертизы и публичные слушания. С 2020-го начнутся строительные работы.

В Оренбуржье сейчас действуют 11 полигонов для складирования твердых коммунальных отходов. Пока региональный оператор будет использовать их, а в перспективе должны быть построены несколько комплексов по переработке ТКО Пока региональный оператор будет использовать их, а в перспективе должны быть построены несколько спецполигонов. Это сложные инженерные сооружения для хранения мусора, который невозможно использовать как вторичное сырье. Полигон, по сути, представляет собой консервную банку. Каждый такой объект строят по технологии, исключающей контакт мусорной массы с окружающими ее почвами и грунтовыми водами.

С 2019 года в населенных пунктах должны появиться оборудованные контейнерные площадки или обеспечиваться вывоз мусора по графику.

В ближайшие два года для вывоза ТКО будут закуплены современные мусоровозы с GPS-навигацией.

Оплачивать сбор и вывоз мусора будет каждое домохозяйство. Тариф пока рассчитывается и к концу текущего года будет принят областным департаментом по ценам и регулированию тарифов (ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ).

Кроме того, своя тарифная ставка будет установлена для предприятий и организаций. Платить за то, чтобы мусор убрали и безопасно ликвидировали, станут все без исключения. Такова справедливая норма закона.

 

Схема обращения с ТКО Оренбургской области

Полигоны, оборудованные сортировочными комплексами и весовыми установками, будут размещаться в:

  1. Ясненском городском округе;
  2. Новоорском районе;
  3. городе Орске;
  4. городе Гае;
  5. городе Медногорске;
  6. городе Оренбурге;
  7. Новосергиевском районе;
  8. Соль-Илецком городском округе;
  9. городе Бузулуке;
  10. городе Бугуруслане;
  11. Курманаевском районе.

Собирать мусор  по правилам

Перерабатывающие комплексы в Соль-Илецке и Орске должны начать работу к 2026 году.

В Соль-Илецком городском округе уже видят, что значит решать мусорный вопрос по-новому. Здесь региональный оператор полностью отвечает за вывоз отходов из Соль-Илецка и поселка Шахтный.

«Сейчас компания занимается формированием абонентской базы, – поясняют в администрации Соль-Илецкого городского округа. – По графикам и по заявкам от населения работает 6 специализированных машин с большой степенью уплотнения. Заключены договоры с предприятиями, организациями, жителями города. Так называемые евроконтейнеры установлены во дворах школ и детских садов города. В настоящий момент их задействовано 150, 84 из которых – на территории соленых озер».

Согласно территориальной схеме сбора ТКО, контейнерами будут оснащены все населенные пункты муниципального образования, в октябре появятся заглубленные контейнерные площадки (около 140) в городе.

В обязанности регионального оператора входит организация раздельного сбора отходов. Сейчас в Соль-Илецке 25 контейнеров для пластика (15 – на территории соленых озер).

В соответствии с законодательством все, кто производит мусор (а это как жители, так и юридические лица, организации и предприниматели), должны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО, а также оплачивать их по тому тарифу, который установит департамент по ценам (Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства  РФ от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25   августа 2008 г. № 641»).

Изменения в системе обращения с мусором почувствовали и на востоке области. Там в августе обсудили возможность строительства нового комплекса по переработке ТКО. Комплекс будет отвечать всем экологическим требованиям, не нанесет ущерба окружающей среде.

Решение о возведении полигона уже принято, Орск определен как площадка для строительства. Что касается места, где он появится, то проектировщики сочли практически идеальным участок, находящийся на границе Орска и Новотроицка. Но где именно строить полигон, предстоит решить муниципалитету и горожанам.

Орск – это индустриальный центр Восточного Оренбуржья, он также будет центром и по переработке мусора. В Орске, в соответствии с правительственной программой, намечено строительство полигона, на котором будет вестись переработка отходов с выработкой из них вторичного топлива и непосредственно будет организована энергогенерация.

В перспективе на полигон будет попадать не больше 10 % мусора, остальное будет уходить на переработку. Но чтобы воплотить это в реальность, нужно проделать большую работу.

Перерабатывающий комплекс в Орске планируется строить по южнокорейским технологиям. Корейский завод, который будет построен в оренбургской степи, это не просто предприятие по утилизации. Это промышленное производство. Технологический цикл предприятия состоит из участка сортировки и переработки. На выходе появляется совершенно новый продукт, так называемое вторичное топливо. Все ТКО, которые могут гореть, превращаются в «чипсы» или «гранулы» и могут частично заменить традиционные уголь, масла, газ для производства энергии. Уже пару десятков лет прогрессивное человечество использует эти технологии. Как правило, цементный завод и мусороперерабатывающий комплекс идут в единой технологической связке.

 

Информация по законодательству

Статья 24.7. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ).

  1. Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
  2. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
  3. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

О тарифе    на услуги     по обращению с ТБО

В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 24.9 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, государственное регулирование тарифов в области обращения с ТКО осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ или, в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ.

Примечание:

Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг (в том числе нормативы накопления твердых коммунальных отходов); утверждает предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами; утверждает производственные программы операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами (Указ губернатора Оренбургской области от 16.12.2005 г. № 141-ук «Об утверждении положения о департаменте»).

Единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается в отношении региональных операторов. Иные подлежащие регулированию тарифы устанавливаются в отношении операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 г. № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы цено-образования) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования).

Согласно п. п. 4, 5 Основ ценообразования, регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, определенным по соглашению сторон, но не превышающим утвержденных тарифов. Тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с ТКО с учетом территориальной схемы обращения с отходами, в том числе ТКО.

Из п. 6 Основ ценообразования следует, что регулированию подлежат следующие виды тарифов:

а) единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) тариф на обработку твердых коммунальных отходов;

в) тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;

г) тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 4 Правил регулирования тарифы вводятся в действие с начала очередного календарного года на срок не менее 12 месяцев (за отдельными исключениями).

Пунктом 6 Правил регулирования предусмотрено, что регулируемая организация до 1 сентября года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении тарифов с приложением необходимых документов и информации.

Решение об установлении тарифов принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы (п. 19 Правил регулирования).

Сергей Рассказов,

специальный корреспондент