Кто защитит права потребителя?
Зима в разгаре, а сапоги порвались. Можно ли вернуть их, если гарантия составляет три месяца, а купили обувь осенью? В магазине наверняка скажут, что срок гарантии истек, и… будут неправы.
– Обувь – сезонный товар. Даже если вы приобрели его летом, зимний сезон все равно наступает с началом декабря. А значит, вы имеете полное право подать требование о возврате средств или обмене товара с наступлением соответствующего сезона,
– говорит специалист консультационного пункта для потребителей Орского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Оренбургской области» Юлия Кимеле.
Как отмечает Юлия Сергеевна, большинство обращений, поступающих в консультационный пункт, связано с приобретением некачественных технически сложных товаров (мобильных телефонов, бытовой техники и др.), а также некачественным оказанием бытовых услуг (установкой пластиковых окон, ремонтом бытовой техники).
Нередко, сделав покупку, человек через какое-то время осознает, что взял телефон не того цвета или остановил выбор не на той модели. Но это не повод для обмена. Технически сложный товар (а мобильные телефоны относятся к этой группе) нельзя обменять, если у него нет дефекта.
Если он есть, другое дело. При наличии недостатка, даже несущественного, в течение 15 дней с момента покупки потребитель вправе потребовать обмен товара или возврат средств, составив письменную претензию в адрес продавца и изложив свои требования. Продавец обязан принять товар и провести проверку качества товара. Несущественный дефект продавец может установить сам. Существенный (это недостаток, который проявляется неоднократно после его устранения или неустранимый недостаток) – позволяет вернуть товар и по истечении 15 дней. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет.
Недавно в консультационный пункт обратился мужчина, который приобрел планшет. Несколько дней гаджет поработал, потом стал включаться через раз. Мужчина пришел в магазин, но продавец при проведении проверки качества дефекта не обнаружил. Планшет еще немного поработал, затем ситуация повторилась. Покупатель снова отправился в магазин. Деньги ему не вернули, хотя такой недостаток оценивается как существенный.
– Так как спор имущественный, решаться он должен в суде, – отмечает Юлия Кимеле. – В суде орган государственного надзора может быть привлечен к участию в деле или для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей. Потребитель при необходимости сможет ходатайствовать о привлечении Роспотребнадзора в качестве третьего лица.
Если во многих случаях покупателю выгоден возврат товара, то с пластиковыми окнами все сложнее. В консультационном пункте советуют обратить на это особое внимание.
– Если после установки окна выявились дефекты, потребитель имеет полное право предъявить претензию об их устранении, – поясняет Юлия Сергеевна. – К примеру, если окно промерзает, необходимо составить претензию в адрес исполнителя о том, что обнаружены недостатки выполненной работы, и назначить разумный срок устранения недостатков. Если в установленный срок недостатки не устранены, потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ. Но следует иметь в виду, что при расторжении договора продавец обязан забрать товар, и вы останетесь без окон! На возврат денежных средств определен срок до 10 дней. Так что новое окно, скорее всего, придется ставить, не дожидаясь их получения.
Обратиться в консультационный пункт для потребителей Орского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Оренбургской области» для получения бесплатной консультации можно по телефону 26-91-08 или лично по адресу: пер. Нежинский, 3 (каб № 7) в будни с 9 до 18 часов (перерыв на обед с 13 до 14 часов).
Людмила Светушкова,
выпускающий редактор