На таких вот «мужичках» вся серая система и держится
«Почему вы называете бочки с бензином в подворотне автозаправками? Давайте будем честными: это «качалки», откуда качаются необлагаемые налогами деньги и используется рабсила», – заметил один из владельцев официальной АЗС города.
АЗС или АГЗС – стационарные объекты, которые прошли проверки и соответствуют всем нормативным требованиям по противопожарной, экологической, технологической безопасности, где работает обученный персонал, а не просто дежурит мужичок, посаженный в помещение, похожее на собачью конуру, откуда он и регулирует отпуск топлива. Нередко при этом не соблюдаются элементарные правила безопасности, особенно на объектах газовых заправочных станций. В жару, наблюдавшуюся в Орске в последнее время, это чревато большими неприятностями вплоть до взрыва.
Мнение владельца официально работающей автозаправочной станции дополнил рассказ одного из таких «мужичков», который тет-а-тет поделился своей нелегкой судьбой. Человек некоторое время трудился на такой «серой» АЗС (все-таки оставим этот термин в упоминании несанкционированных заправок в Орске).
– В итоге я заработал инфаркт и мгновенно оказался на улице, потому что сегодня, будем говорить откровенно, больной человек никому не нужен, – говорит Николай. – А ведь я честно пырял полгода, выполняя функции не только оператора, но и дворника, слесаря, сторожа, кассира. При этом работал по 24 часа через сутки, тогда как на официальных АЗС операторы трудятся по графику «сутки через трое».
За свой доблестный труд «мужичок» получал десять тысяч рублей в конверте, оставаясь, по сути, социально незащищенным. Подобная эксплуатация труда наемного рабочего чревата не только подрывом здоровья последнего, но и серьезными аварийными ситуациями на незаконных объектах, которые продолжают в нашем городе функционировать десятками, и им по-прежнему не указ предписания надзорных органов. Они в итоге становятся формой административного запугивания, но не приводят к закрытию опасных и неоформленных по закону «серых» АЗС. Ушлые предприниматели отделываются легким испугом и копеечными административными штрафами, иногда переоформляют патент на предпринимательскую деятельность и продолжают качать деньги, играя на копеечной разнице в цене в конкуренции с официальными АЗС или АГЗС.
Как заверил один из автомобилистов, порою цена на «серых» АЗС всего на рубль ниже, чем на официальных автозаправках или автогазовых заправках, где уже вводятся постоянным клиентам льготные карты. На «серых» же заправках существует реальный риск – качественный ли бензин зальют в ваш бак, не произойдет ли неожиданное возгорание во время заправки машины, а ведь из-за отсутствия страховки АЗС пострадавший не получит денежной компенсации.
Трудно подсчитать те огромные финансовые потери, которые несут бюджеты всех уровней, включая местный, орский, по причине ухода владельцев «серых» АЗС от оформления бизнеса и всех видов выплат.
Но даже если отталкиваться от «мужичков», за которых работодатель не платит налоги, то налоговики недополучают в год миллионы рублей. Эта сумма – результат простой арифметики. 13% подоходного налога от 10 тысяч рублей заработка сотрудника – 1300 рублей в месяц. Умножаем сумму на 12 месяцев – получается 15 600 рублей с одного человека.
Но есть еще налог с фонда оплаты труда (ФОТ), который в среднем составляет 30%. ФОТ на человека, который получает заработную плату 10 тысяч рублей, составляет 156 тысяч рублей в год, 46 800 из которых работодатель должен перечислить государству.
Таким образом, за одного работника, получающего зарплату в конверте, государство недополучает 62 400 рублей в год.
При сорока несанкционированных АЗС и при 80-120 работниках, занятых в этой «серой системе», недоплаты выливаются в кругленькую сумму.
Судя по всему, наступает то время, когда и депутатам Законодательного собрания Оренбургской области, и представителям народа в Орском горсовете, и городским властям стоит всерьез задуматься над проблемой роста числа «серых» АЗС в городе. «Орская газета» настойчиво твердит об этом со своих печатных страниц уже пятый месяц кряду. Налицо существование в Орске не только техногенной и экологической опасности, но и нанесение экономического урона худющему бюджету города.
Константин Мусафиров