«Здесь совсем не стреляют»…
15 февраля 1989 года последняя колонна советских войск пересекла афгано-советскую границу. Память об участниках локальных конфликтов, не вернувшихся домой, бережно хранят в клубе «Наследие».
В мае 1984-го Игоря Дедушева призвали в ряды Советской армии, а в ноябре мама Игоря, Галина Ивановна, получила первое письмо с пометкой «г. Кабул». «У меня все хорошо, – писал сын. – Здоровье нормальное. Только немного простыл, но это ерунда. Больше новостей нет…» Это отрывок из письма, датированного ноябрем 1985 года. Позже Галина Ивановна узнала: накануне сын вывел из-под обстрела колонну, вызвав огонь на себя. Из письма в письмо Игорь писал родителям: «У нас все спокойно. Здесь совсем не стреляют».
Службу нес в 103-й воздушно-десантной дивизии, 62-м отдельном танковом батальоне, в 1 роте. Перед отправкой в Афганистан прошел учебку в городе Теджен (Туркмения).
Погиб Игорь Дедушев 8 апреля 1986 г., за десять дней до демобилизации. Он очень хотел поскорее вернуться домой.
«…Сейчас в свободное время занимаюсь с молодым, готовлю себе замену. Ротный сказал, что меня отправят домой в числе первых. Молодой попался толковый. К приказу я уже сдам ему танк и буду готовиться к дому. Я скоро вернусь», – писал он.
Игорь погиб во вторник, в четверг цинковый гроб доставили в Орск.
Обстоятельства гибели сына Дедушевы узнали из набранного на печатной машинке письма с подписью командира войсковой части. «8 апреля 1986 года во время боевой операции по захвату оружия и боеприпасов, поступивших из Пакистана, танк, на котором Игорь был водителем-механиком, возглавлял колонну батальона. В ущелье колонна была обстреляна. Основной удар был направлен по головной машине. Когда танк остановился, уткнувшись в скалу, Игорь был уже мертв. Ценой своей жизни он спас жизни многих солдат. Командование благодарит Вас за воспитание сына… Если мы чем-то сможем заменить Вашего сына, рассчитывайте на нас. За его смерть душманы жестоко поплатятся…»
Спустя двадцать лет Галину Ивановну нашел сослуживец сына. Он рассказал, что еще живого Игоря вытащили из танка, но тяжелое ранение в живот не оставило шансов на спасение.
В 80-е годы погибших в Афганистане предпочитали хоронить в глубине кладбища. Указывать, где погиб воин, было запрещено. По иронии судьбы последнее письмо от сына Галина Ивановна получила, вернувшись с похорон. Достав конверт со знакомым почерком, она закричала: «Он жив, жив!..» Внизу тетрадного листочка стояла дата – 6 апреля 1986 года.
Игорь учился в школе № 25, рядом с домом. Когда встал вопрос выбора профессии, на семейном совете решили, что получить образование нужно в машиностроительном техникуме. Все семья Дедушевых трудилась на Орском машиностроительном заводе, поэтому так и решили: быть Игорьку продолжателем династии. Перед армией юноша успеет получить диплом.
Силы воли, упорства и терпения набрался в секции вольной борьбы и радиотехническом кружке.
«Ему не было равных в группе, – говорит брат Константин. – Его не боялись, нет, к нему прислушивались все. Даже родители. Я же его боготворил».
Похоронен Игорь Владимирович Дедушев на Первомайском кладбище Орска. Ухаживает за захоронением мама.
Имя Игоря Дедушева увековечено на мемориальных досках в школе № 25, где он учился, и у Вечного огня в городском сквере Славы. Он награжден за проявленный героизм орденом Красной Звезды посмертно.
По материалам клуба «Наследие»