Как вы относитесь к правлению Горбачева?
33 года тому назад, 11 марта 1985 года, состоялся очередной Пленум ЦК КПСС, на котором генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Михаил Горбачев.
Уже в мае того же года он объявил: «Видимо, товарищи, всем нам надо перестраиваться. Всем». А 15 марта 1990 года Горбачев был избран первым и единственным президентом СССР. Так началась перестройка, которая стала для СССР началом конца. «ОГ» поинтересовалась, как орчане относятся сегодня к периоду правления Горбачева, который закончился 24 августа 1991 года.
Виктор Тряпицын,
руководитель «Орского союза молодежи»:
– Помнится, мой старший товарищ, по профессии адвокат, сказал, что наконец-то к руководству пришел человек с юридическим образованием. Значит, законотворчество станет главенствующим в государственном устройстве. У всех были в середине восьмидесятых годов большие надежды на перемены; вскоре они и произошли по инициативе сверху. Сложно судить, в чем был прав Горбачев, а в чем ошибался. Задним числом всегда все кажется простым и безошибочным. Но то, что 33 года тому назад мы испытали надежду, без которой нет смысла жизни, – это непреложный факт. Надежда в наших сердцах должна быть и сегодня.
Алмасбай Альмагамбетов,
директор школы № 5:
– В 1985 году мне было пятнадцать лет. Через два года окончил школу, воспитан был согласно старой, советской закалке, поэтому и сужу об этом спустя годы в таком ключе. Менять что-то в обществе в тот момент надо было, как и демократизировать его. Но не такими резкими шагами, а постепенно, взвешенно; не губить виноградники в желании ограничить употребление спиртного населением. Всякие резкие переходы чреваты внутренними общественными конфликтами и революциями, которые сказываются потом на тех юношах и девушках, которые только вступают в самостоятельную жизнь. Те же демократические перемены в стране можно было провести постепенно – по образцу, скажем, Китая или Вьетнама, не переживших таких социальных потрясений при смене социально-экономических формаций, как в России. Считаю, что Михаил Горбачев совершил больше отрицательного, чем положительного. В итоге мы потеряли с конца восьмидесятых до конца девяностых годов большое число мужчин.
Дмитрий Андреевич,
пенсионер:
– Ох уж эти восьмидесятые годы! Ни нормально день рождения отметить, ни рюмку за упокой родных выпить! Нет, конечно, выпивали, поминали… Просто считаю, что горбачевский сухой закон слишком уж крут оказался, с большими перегибами, да и потом все понеслось «без крепежей». Не зря ведь в народе в те годы ходила частушка: «По стране несется тройка – Мишка, Райка, перестройка!». После этой тройки десятилетиями приходим в себя.
Геннадий Хорев,
председатель городского совета ДОСААФ РФ Орска:
– Сегодня многие оценивают социалистический период развития как самый благодатный для народа. Мы были молоды, работали, старались, жили надеждами. А потом пришел Михаил Горбачев и провозгласил перестройку. Безусловно, время требовало перемен, но не таких скоропалительных, какие произошли на самом деле. Борьба с алкоголизмом превратилась вдруг в борьбу с виноградарством, а перестройка экономики – в остановку производства. В итоге это привело к очередям, озлобленности населения, экономическому спаду и развалу страны.
Лидия Степановна,
инвалид второй группы:
– Михаил Сергеевич здорово намутил, внес столько негатива, что на двоих правителей хватит. Но он хотел сделать как лучше. Народ спивался, поэтому и ввели сухой закон; спекулянты процветали, а он попытался открыть новые мелкие предприятия – кооперативы, чтобы насытить рынок товарами. А главное – Горбачев решился на вывод войск из Афганистана, чтобы сохранить жизни советским ребятам и прекратить бессмысленную войну, не им, кстати, развязанную.
Виктор Мартынов,
руководитель администрациисела Крыловка:
– В период прихода к власти Михаила Горбачева я проходил армейскую службу. Как говорится, уходил из одной страны, а возвратился в другую: сухой закон, перестройка, демократия. Замыслы были неплохие, но реализация их вышла не совсем удачная. Крыловка в восьмидесятые годы развивалась – строились дома, проводился газ в центральную усадьбу, были заасфальтированы улицы в селе, но потом развитие остановилось, и произошло самое страшное – развал СССР.
Константин Мусафиров