Как вырастить ребенка успешным
«Вот, ничего ему не надо, ничего не хочет, – жалуется мама семиклассника Марина Алекссевна. (И такие сетования приходится часто слышать от родителей школьников.) – Сидит в компьютере или в телефоне. Приходится заставлять из-под палки. Начинаю разжевывать ему, что хорошие оценки – это пропуск в будущую жизнь, – как об стенку горох». Другими словами, у ребенка отсутствуют желание, стремление, внутренний стимул.
Как создать устойчивую мотивацию к достижению успеха у своего ребенка, расскажет психолог, автор книги «Мотивация на отлично. Как помочь ребенку полюбить учебу. Без скандалов, наказаний и нервотрепки» Никита Петров.
Каждый родитель, безусловно, желает своему ребенку добра. Каждый родитель, безусловно, стремится помочь ребенку войти во взрослую жизнь максимально подготовленным ко всем ее испытаниям и неожиданностям. Но почему-то некоторые дети, взрослея, превращаются в успешных, счастливых, здоровых людей, а другим уготована участь аутсайдеров. В чем секрет успеха?
– Давайте рассуждать, – предлагает Никита Петров. – Какие качества являются критически важными для достижения успеха? Подчеркиваю – достижения, потому что успех не является результатом везения, случайного стечения обстоятельств. Его достигают, добиваются, завоевывают. Следовательно, от соискателя звания успешного человека требуется высокий, высочайший уровень мотивации.
Что же такое мотивация? По-вашему, отчего дует ветер? Ясно дело, скажут многие, потому что деревья колышутся. Я тоже так думал, пока мне не объяснили, что на самом деле ветер происходит оттого, что существуют области с высоким давлением и области с низким давлением. И эта разность давлений или разность потенциалов (положительный и отрицательный), как в электрическом токе, создает движение.
Человек в этом смысле не сильно отличается от куска медной проволоки: чтобы зашевелиться, ему требуется с одного конца минус, а с другого плюс. Соответственно, существуют всего две модели мотивации: избегание боли и достижение цели.
Сразу хочу оговориться: обе стратегии важны. И первую и вторую необходимо применять ситуативно. Проблемы возникают в тот момент, когда человек залипает в одной из стратегий.
Самая большая проблема человека, придерживающегося стратегии избегания, состоит в том, что он реактивен, то есть единственным стимулом, способным побудить его к действию, является боль, дискомфорт. Человек, залипший в стратегии избегания боли, терпит до последнего. Разумеется, энергии у таких людей совсем мало. А зачем она им, действий все равно не предполагается. Дожил до вечера, и ладно, дотянул до пятницы, и слава богу.
Избегатели вечно заняты решением проблем, вместо того, чтобы достигать целей. Жизнь таких людей превращается в кошмар. Они живут из чувства нехватки, как будто бы все время раздают долги. Часто такой подход в жизни называют бедняцким сознанием: человек, мыслящий в парадигме проблем, никогда не вырвется из замкнутого круга.
Теперь вы понимаете, такой джентльменский набор вряд ли поможет вам и вашему ребенку в достижении успеха и процветания. А вот болезни и несчастливость приобретете запросто.
Два слова о достигателях цели. Самое важное преимущество модели достижения – это активность ее носителя. Он не ждет тычка со стороны. Мотивом, побуждающим к действию, для него является внутренний проект того, кем он выбирает быть и что хочет сделать. Топливом достигателя выступает энергия желания.
Теперь задайте себе вопрос: какая у меня стратегия мотивации? Следующий вопрос: кто отвечает за формирование мотивационной стратегии у ребенка?
Конечно же, вы – родитель!
Какую мотивационную стратегию вы можете сформировать у своего ребенка? Ответ: ту, которой сами придерживаетесь. Поэтому, если вы вдруг осознали, что являетесь избегателем боли, вам вдвойне выгодно сменить ведущую модель мотивации. Тем самым вы поможете себе, заодно обеспечив успешное будущее своему ребенку.
Как перейти из первой категории во вторую, к достигателям цели? К успешным? Для этого потребуется научиться управлять своим вниманием. Представьте, что вы управляете прожектором. Вокруг вас мрак. Ничего не видно. То есть вы буквально являетесь тем, на что направлено ваше внимание. Если вы направляете прожектор на проблему, вы становитесь проблемой, проблема завладевает вами. Вы почувствуете гнев, страх, тревогу, обиду, раздражение. Таким образом, вы настраиваете свое сознание на негатив, оно начнет собирать его отовсюду. Если в некую емкость бросать отбросы, то она автоматически превратится в помойное ведро, и вряд ли у этой емкости по жизни будет хорошее настроение и профицит энергии.
Если свет прожектора направить на цель, психика выдаст вам радость, энтузиазм, энергию желания.
Как только вы сами переключитесь на цель, удивительные вещи начнут происходить с вашими близкими. Дело в том, что любой коллектив, в том числе семья – это динамическая система, находящаяся в равновесии. Если один элемент этой системы изменился, в системе неизбежно возникнет дисбаланс. Она будет стремиться к равновесию, которое возможно достичь двумя путями: либо вы вернетесь на свое место, к выполнению своей роли, либо, если вы проявите достаточно мужества и стойкости, остальным звеньям системы придется измениться и подстроиться. Таким образом, через само изменение вы помогаете измениться к лучшему своим близким.
Сергей Рассказов,
специальный корреспондент