Он нам не подходит! Почему приемные родители отказываются от детей
«Как ты думаешь, почему тебя вернули?» – интересуется психолог у 12-летнего Вани. «Потому что я плохо себя вел», – без тени сомнения заявляет подросток и смотрит в пол, потупив глаза.
Взрослые жестоко предали его дважды. Сначала от мальчика отказалась кровная семья. Так крохой Ваня оказался в Доме малютки. Потом приемные родители решили вычеркнуть его из своей жизни. Они взяли его четырехлетним, дали свою фамилию. Поначалу все шло хорошо, но со временем стали возникать проблемы с поведением, с успеваемостью в школе и не только. Проблемы росли как снежный ком, и родители не нашли ничего лучшего, чем вернуть мальчика, не оправдавшего ожиданий. Сдали обратно, как бракованный товар. Спустя 8 лет совместного проживания.
Сдали обратно, как бракованный товар. Спустя 8 лет совместного проживания.
Так Ваня оказался в детском доме – с огромной душевной травмой, считая себя виноватым.
– Эх, если бы время можно было повернуть назад, я вел бы себя по-другому, – говорит он.
А ведь мальчишка не отъявленный негодяй, не озлобленное на весь мир существо. Просто у него свой характер, особенности развития. Да разве ж кровные дети всегда радуют родителей?
Дело не в ребенке
Понятно, что в казенных учреждениях оказываются не самые здоровые дети, и такой фактор, как наследственность, не стоит сбрасывать со счетов, но виноват ли ребенок, что не вписался в новую семью?
– Дело совсем не в ребенке. Не справились родители, – убеждена Алиса Попова, руководитель АНО «Центр практической психологии г. Орска».
Это же она объясняет и мальчику, пытаясь избавить его от ложного чувства вины.
Подобные случаи, увы, не редкость. По статистике органов опеки, в Орске ежегодно до 7 ребятишек возвращается в детский дом. Их сдают как приемные родители, так и опекуны-родственники.
Для себя или для него?
– Существуют конструктивные и деструктивные мотивы, по которым люди хотят взять в семью чужого ребенка, – отмечает Алиса Харитоновна. – Кто-то пытается найти замену умершему ребенку, когда прошло еще мало времени; у кого-то возникает меркантильное желание поправить благосостояние либо найти помощника по хозяйству. Это деструктивные мотивы, направленные на себя. В таких случаях дети часто не оправдывают ожиданий. Конструктивный же мотив направлен на других. Если есть желание подарить любовь ребенку, то и трудности преодолимы. Да, ситуативные разочарования возникают, но не бывает, чтобы родители говорили о ребенке «он нам не подходит».
Если есть желание подарить любовь ребенку, то и трудности преодолимы. Да, ситуативные разочарования возникают, но не бывает, чтобы родители говорили о ребенке «он нам не подходит».
Именно для того чтобы потенциальные мамы и папы могли разобраться, готовы ли они взять на себя огромную ответственность, существует Школа приемных родителей.
– Мы специально рассказываем обо всех трудностях, говорим о шокирующих случаях, чтобы люди могли понять, действительно ли они хотят принять кого-то в семью, – подчеркивает психолог. – Конечно, пока родители не встретятся с конкретным ребенком один на один, сложно что-то понять. Но если после школы родители не спешат с выбором, мы считаем: это хорошо, это зрелая позиция!
Вовремя протянуть руку помощи
Когда ребенок уже попадает в приемную семью, важно помочь ей справиться с возникающими проблемами. Служба поддержки замещающих семей, куда входят специалисты детского дома и психологи АНО «Центр практической психологии г. Орска», оказывают новоиспеченным родителям всестороннюю помощь. В июле нынешнего года, защитив проект «Кризисное сопровождение замещающих семей: Раз и навсегда», «Центр практической психологии» выиграл президентский грант, благодаря которому спектр консультаций удалось расширить.
Родственная опека требует особой поддержки, ребенок у родственников часто оказывается в ситуации неблагополучия. Это может быть дитя гулящей дочери или сестры, которую семья не принимает. И отношение к непутевому родственнику транслируется на ребенка
– Наша миссия в том, чтобы люди взяли ребенка раз и навсегда. Чтобы он вновь не оказался в детском доме, – говорит Алиса Харитоновна. – Речь идет не только об усыновителях, но и о родственной опеке. Пять лет назад, когда детский дом города Орска организовал школу приемных родителей, мы полагали, что родственники из чувства долга возьмут ребенка, и все будет в порядке. Но поняли, что ошибались, когда одна из слушательниц школы вернула племянницу. Оказалось, что родственная опека требует особой поддержки, ребенок у родственников часто оказывается в ситуации неблагополучия. Это может быть дитя гулящей дочери или сестры, которую семья не принимает. И отношение к непутевому родственнику транслируется на ребенка. У нас есть 15-летняя девочка, которую из-за конфликтов с бабушкой-опекуном пришлось поместить в реабилитационный центр. Девочка задерживается на улице на полчасика, а бабушка воспринимает это в штыки, упрекает: «Кончишь, как твоя мать-алкоголичка». Мы надеялись наладить их отношения, но пока не удается. Девочка и бабушка – два непримиримых врага, не желающих идти на компромисс.
Еще в трех семьях, находящихся на грани возвращения детей, психологам удалось разрешить конфликтные ситуации. Возможно, еще не раз этим семьям понадобится поддержка, и специалисты готовы ее оказать.
Всегда готовы прийти на помощь и специалисты органов опеки, поддерживающие с семьями тесную связь 24 часа в сутки. Во многих ситуациях замещающим семьям способна помочь и школа, но психологи подчеркивают: довольно часто от трудных детей стараются избавиться, выпроводить на домашнее обучение. Педагоги вместо поддержки внушают родителям: «Зачем вы взяли такого сложного ребенка? Он не такой как все!». А ведь ему нужно лишь немного простого человеческого участия.
Равный – равному
Никто так не поймет приемных родителей, как те, кто уже оказался в этой лодке. Именно поэтому в нашем городе появилось «Сообщество приемных семей Оренбургской области», которое действует по принципу «равный – равному». Люди делятся друг с другом тем, через что прошли сами. Раз в неделю члены сообщества собираются в стенах детского дома, чтобы обсудить наболевшие проблемы. Недавно родители вместе размышляли, как мотивировать детей учиться, если они прогуливают уроки, игнорируют домашнее задание. А темой прошлой встречи стало воровство. Заметив, что ребенок берет чужое, замещающие родители нередко впадают в панику: а вдруг проявилась дурная наследственность? Но это не так. Подобное может переживать любая семья. Еще одна больная для многих тема: позволять ли детям общаться с кровными родственниками?
От страхов нужно избавляться
– Мы сталкиваемся с тем, что чаще всего родители не хотят такого общения, – отмечает Алиса Попова. – Многие по этой причине стараются привезти ребятишек издалека, совсем маленькими. В советское время в нашей стране строго соблюдалась тайна усыновления, и это было контрастом европейского отношения. В Европе считают, что ребенок имеет право знать о биологической матери. И все же однозначного ответа нет. Я полагаю, что действовать надо по ситуации. Важно не бояться этой темы, и все-таки желательно установить определенные рамки. У нас был мальчик, который четырехлетним попал в детский дом. Бабушка хотела его забрать, но сначала не позволяли бытовые условия, потом еще что-то… Максимум, на что она была готова, это взять ребенка на выходные. В итоге, когда мы поняли, что внука она не заберет, подобрали ему семью. Бабушка хотела общаться с Максимом, и новые родители это позволили. Но дошло до того, что женщина стала звонить несколько раз в день, выясняя, что ребенок ел, что лежит в холодильнике… Ее стало слишком много в жизни Максима. Мы поговорили с бабушкой, договорились, что она будет звонить раз в неделю, иногда брать внука погулять. И ситуация нормализовалась.
В советское время в нашей стране строго соблюдалась тайна усыновления, и это было контрастом европейского отношения.
Был в нашей практике и другой случай: ребенок узнал двор, в котором когда-то жил. Приемные родители на его просьбу зайти туда заявили: родные тебя бросили, ты им не нужен. И… через некоторое время ребенок сбежал, чтобы вернуться в тот самый двор и все проверить.
Часто родители испытывают страх потерять ребенка после общения с родственниками. Преодолеть его в одиночку очень сложно, а потому не стоит бояться обратиться за помощью, как и в случае возникновения любых проблем, ведь безвыходных ситуаций не бывает.
Людмила Светушкова,
выпускающий редактор
СПРАВКА ОГ
Обратиться на бесплатную индивидуальную консультацию к специалистам АНО «Центр практической психологии» могут опекуны, приемные родители или усыновители. Кроме того, замещающих родителей приглашают в «Детский дом г. Орска» на тематические групповые встречи, которые проходят каждый последний четверг месяца в 18.00, а бабушек-опекунов ждут в Школе бабушек, которая работает в последнюю пятницу месяца. Уточнить интересующие моменты можно по следующим телефонам: служба сопровождения замещающих родителей ГКОУ «Детский дом г. Орска» 25-33-94; АНО «Центр практической психологии г. Орска» 32-89-40; РОО «Сообщество приемных семей Оренбуржья» 42-77-12.