Размышления на тему Великого Поста
Мы часто забываем о смысле нашего бытия. Слишком часто…
Давайте задумаемся, сколько времени уходит у нас безвозвратно на заботу о телесных потребностях. Как мы любим питать и нежить наше тело. И если бы только необходимой пищей. Но ведь почти постоянно злоупотребляем. А сколько естественных душевных потребностей, таких как общение, получение интересной и полезной информации, переходит в зависимость от интернета, социальных сетей, телевидения. И сколько наших данных Богом сил, времени, средств, способностей уходит в пустоту, не принося в итоге ни радости, ни удовлетворения, а лишь отнимая крепость, ввергая нас в уныние, расслабляя наш ум, волю и чувства. Наши желания, пораженные грехом, вместе с той суетой, которая есть в жизни каждого человека, постоянно рождающимися планами, круговоротом мыслей, заменяют действительно необходимые потребности ложными, не давая нам даже подумать о главном. Но приходит пост – время духовного трезвения, молитвы, решимости прилагать усилия для победы над страстями. В пост уже не потребности плоти будут командовать нами, а сама плоть будет в подчинении нашего разума, который в свою очередь мы должны подчинить воле, а нашу волю – воле Божией.
В эти дни мы поразмышляем об удивительном времени духовной жизни христианина – наступившем Великом посте. Когда человек готовится отправиться в путь, он должен знать цель своего путешествия. Так бывает и с постом. Пост – это главным образом духовное путешествие, а цель его – Пасха, «Праздник из Праздников». Пост – приготовление к совершению Пасхи, «истинному откровению». Поэтому мы должны начать с того, чтобы постараться понять связь поста с Пасхой, так как эта связь открывает нам нечто очень существенное, нечто решающее во всей нашей христианской вере и жизни.
Надо ли объяснять, что Пасха – это гораздо больше, чем один из праздников, больше, чем ежегодное ознаменование и почитание прошлого события? Но о чем эта радость? В каком смысле мы «смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало»?.. На эти вопросы один ответ: Новая Жизнь, которая почти две тысячи лет тому назад воссияла из гроба, была дана всем верующим во Христа. Она была дана нам в день нашего крещения, и мы празднуем Воскресение Христово как что-то, что случилось и продолжает случаться с нами, потому что каждый из нас получил этот дар Новой Жизни – принять ее и жить ею. Дар этот радикально меняет наше отношение ко всему на свете, включая смерть. Он дает нам возможность радостно утверждать: «Смерти нет!». Конечно, здесь мы еще встречаем лицом к лицу смерть, и однажды она придет за нами. Но мы верим, что своей собственной смертью Христос изменил самую сущность смерти, сделал ее переходом, пасхальным праздником, Пасхой – переходом в Царствие Божие, превращая величайшую из трагедий в окончательную победу, «смертью смерть поправ». Он сделал нас соучастниками своего Воскресения. Вот почему в конце Пасхальной утрени мы говорим: «Христос воскрес, и жизнь царствует! Христос воскрес, и мертвых больше нет».
Такова вера церкви, подтвержденная и доказанная бесчисленным сонмом святых. И все же, разве мы не видим ежедневно на собственном опыте, что очень редко действительно имеем эту веру, что постоянно теряем и изменяем той Новой Жизни, которую мы получили как дар, и что, в сущности, мы живем, как будто Христос не воскрес из мертвых, как будто это единственное по своему значению событие ничего не значило для нас? Все это из-за нашей слабости, вследствие невозможности для нас жить постоянно верой, надеждой и любовью на том уровне, на который Христос нас возвел. И жизнь наша становится опять старой: мелкой, лишенной смысла. Бессмысленное путешествие к бессмысленному концу. Мы умудряемся даже забыть о смерти, и вот внезапно среди нашей такой приятной жизни она приходит: ужасная, неизбежная, бессмысленная. Иногда мы сознаем различные свои грехи и каемся в них, но не отдаемся той Новой Жизни, которую Христос открыл и даровал нам. Мы живем так, как будто Христос никогда не приходил. И это настоящий грех, глубочайшая трагедия и грусть.
Если мы это поймем и признаем, только тогда мы сможем понять, что такое Пасха и почему перед ней необходим пост. Старую жизнь, жизнь греха, мелочность нелегко изменить. Евангелие требует от человека усилия, к которому в настоящем своем состоянии он совершенно не способен. В самом деле, очень трудно отказаться от мелкого идеала жизни, состоящего из ежедневных забот, изысканий средств для обеспеченного существования, удовольствий, всего, что так далеко от цели – совершенства: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Мир всеми своими земными способами передачи говорит нам: будьте счастливы, живите беззаботно, идите широким путем. Христос в Евангелии говорит нам: идите узким путем, путем борьбы и страдания, потому что это единственный путь к настоящему счастью. Без помощи церкви как можем мы решиться на этот страшный выбор? Для того и нужен пост. Это рука помощи, протянутая нам церковью, школа покаяния, которая может приготовить нас к тому, чтобы встретить Пасху не только как разрешение есть, пить и отдыхать, но как действительный конец старого (ветхого) в нас, как вступление в Новую Жизнь.
В первые века христианства главной задачей поста было приготовление новообращенных христиан к Крещению, которое совершалось во время Пасхальной литургии. Но даже когда церковь редко крестит взрослых, главное значение поста остается тем же. Потому что хотя мы и крещены, мы постоянно изменяем тому, что получили при Крещении. Вот почему Пасха есть ежегодное возвращение к нашему собственному Крещению, тогда как пост готовит нас к этому возвращению, к постепенному и постоянному усилию, ведущему нас к Пасхе, к конечному переходу в Новую Жизнь во Христе. Пост и Пасха являются каждый год для нас новым открытием и приобретением того, что было дано нам во святом Крещении.
Путешествие, паломничество. Однако, как только вступаем в светлую печаль поста, мы видим впереди конец пути. Этот конец пути, его цель – радость Пасхи, вход в сияние славы Царства Небесного. И то, что мы видим издалека, это предвкушение Пасхи, освещает постную печаль, превращает ее в духовную весну.
Юлия Притула,
сотрудник пресс-службы Орской епархии