Пределы накопления мусора в Орске исчерпаны
Орчане хотят, что завод по переработке твердых коммунальных отходов был построен в Орске, но людей смущает место его возведения.
Планируется, что утилизирующий комплекс будет возводиться на границе Орска и Новотроицка, неподалеку от жилого сектора. С посылом пересмотреть территорию строительства обратились в вышестоящие инстанции две жительницы Орска – Анастасия и Людмила Балашовы. Их обращение стало поводом для встречи с общественниками в администрации города.
Работа по созданию полигонов для вывоза и утилизации ТКО началась давно. Вышел федеральный закон, который будет регламентировать обращение с отходами с января 2019 года, разработаны правила, выбран региональный оператор – в Оренбургской области это ООО «Природа». В планах – внедрить новую схему обращения с коммунальными отходами на территории всей области, включая строительство новых мусоросортировочных площадок.
В двадцатых числах июля директор компании «Природа», член Экологического совета при правительстве региона Виктор Доценко встречался с орчанами, чтобы раскрыть детали грядущих изменений. 21 августа на вопросы орских общественников отвечала вице-губернатор – заместитель председателя правительства Оренбургской области по внутренней политике Вера Баширова и профильные министры в рамках Дня информации.
– Протестное настроение в Орске не самое сильное, но и не очень ожидаемое, – отметила на встрече с общественниками во вторник Вера Баширова. – Не все понимают, какие технологии будут использоваться. С этим, на мой взгляд, связаны все протесты.
Надо отметить, что пакет твердых коммунальных отходов собирается каждый день с каждого домового хозяйства. Старая мебель, бытовая техника, упаковки и пакеты – всего этого стало больше за последние 20 лет. Раньше мы покупали то же молоко в бутылках, которые сдавали. Масло, сыр приобретались в оберточной бумаге, которая если и улетит, то перегниет и превратится в почву. Сейчас все упаковывается в полиэтиленовые пакеты, время разложения которых 100 лет; и даже спустя век они до конца не разлагаются, поскольку изготовлены из неорганических материалов.
– Масштаб потребления в нашей стране практически достиг потолка, – заметила Вера Ириковна. – Стали подпирать потолок и горы мусора. Наш мусор наносит непоправимый ущерб экологии, представляя экологическую, санитарную и пожарную опасность. Только вдумайтесь: в Оренбургской области 730 тысяч тонн ТКО, 400 тысяч тонн из которых складируется на официальных полигонах, 330 тысяч тонн оседают в лесопосадках, на окраинах городов и сел.
Вице-губернатор отметила, что региональный оператор будет не только вывозить, сортировать и утилизировать поступающий мусор, но постепенно и перерабатывать мусорные полигоны и ликвидировать несанкционированные свалки, создавать контейнерные площадки и отвечать за безопасность.
В Оренбуржье сейчас действует 11 полигонов для складирования твердых коммунальных отходов. Пока региональный оператор будет использовать их, а в перспективе должны быть построены несколько спецполигонов. Это сложные инженерные сооружения для хранения мусора, который невозможно использовать как вторичное сырье. Полигон, по сути, представляет собой консервную банку. Каждый такой объект строят по технологии, исключающей контакт мусорной массы с окружающими ее почвами и грунтовыми водами.
На вопрос, почему именно Орск выбран в качестве центра, Вера Баширова ответила:
– Проектировщики сочли практически идеальным участок, находящийся на границе Орска и Новотроицка. Орск – это индустриальный центр Восточного Оренбуржья, он также будет центром и по переработке мусора. В Орске, в соответствии с правительственной программой, намечено строительство полигона, на котором будет вестись переработка отходов с выработкой из них вторичного топлива и непосредственно будет организована энергогенерация. Кроме того, город остро нуждается в рабочих местах.
Именно появление завода и вызвало жаркие дебаты собравшихся, некоторые из которых утверждают, что мусорное производство – это смертельная опасность для жителей.
– Утилизационный комплекс будет построен по южнокорейской технологии, – комментировал заместитель министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Владимир Белов. – Технологический цикл комплекса будет включать сортировку и переработку до появления готовой продукции. Отходы сортируют на минеральную и органическую составляющие. Минеральная пойдет на производство, к примеру, неответственных строительных материалов, органическая – на производство топлива. Все ТКО, которые могут гореть, превращаются в «чипсы» или «гранулы» и могут частично заменить традиционные уголь, масла, газ для производства энергии. Уже пару десятков лет прогрессивное человечество использует эти технологии. Кроме того, цементный завод и мусороперерабатывающий комплекс идут в единой технологической связке. Что касается вопроса, где разместить комплекс, то здесь должны смотреть специалисты. Какая почва, глубоко ли проникновение, есть ли грунтовые воды и опасность попадания в них вредных веществ, какие ветра – на все эти вопросы ответит государственная комплексная экспертиза.
– Я пришла в экологию порядка 40 лет назад, и то, что мы сейчас готовим, – это было дело моей жизни, – продолжила в прошлом главный эколог Орска, а ныне руководитель Новотроицкого завода строительных материалов «Арго» Вера Соколова. – Мне не всегда была понятна позиция орчан: почему у нас каждая разумная инициатива встречается протестом? В свое время на 30 лет затормозили строительство никельской объездной, которая должна была строиться на федеральные деньги, с мостом и трамвайными путями. Я стояла на сходах против ее строительства с корвалолом. Тогда людей подняли с помощью дезинформации, что пытаются сделать и сейчас. Я лично была на мусорном заводе в Австрии, который стоит в центре Вены рядом с Оперным театром. Заводы стоят в Питере и Москве. Никто в этих городах не протестует.
– Строительство ТЭЦ-2 не выдержало протестов, и проект был остановлен, – добавил глава Орска Андрей Одинцов. – На сегодняшний день мы имеем ряд проблем по теплоснабжению Советского района. Задача, которая стоит на сегодня, – вывезти мусор и ликвидировать имеющиеся свалки. Новотроицкая свалка портит воздух и воду в нашем городе.
– Мы не против строительства комплекса, а против того, чтобы он размещался в городской черте, – парировала Анастасия. – Законом запрещается захоронение отходов в границах муниципального образования. И то, что вы пытаетесь вывести территорию за границы города, не поменяет ее физического расположения. Появление свалки негативно скажется на жизни живущих в этом районе людей и на экологии.
– Меньше чем в одном километре от места, на котором планируется строительство утилизационного комплекса, находится свалка. Почему вас не волнует попадание ее отходов в грунтовые воды? – обратился глава к инициативной группе Андрей Одинцов. – Задача как раз разгрузить экологическую обстановку, убрав свалку. А вы каждый раз путаете два понятия: свалка и полигон.
Людмиле и Анастасии напомнили, что в случае если завод построят на Победе, как они предлагают, то мусор со всего востока области придется везти через густонаселенные районы Орска.
– Мы много лет работаем на вредных предприятиях, и экологию города я знаю не по выступлениям, – отметил руководитель ассоциации садоводческих организаций «Гранит» Александр Костерин. – Мусороперерабатывающему комплексу в Орске надо хлопать и радоваться. Мне непонятна позиция оппозиции, поскольку она не подкреплена данными. Лет 20 назад, когда раздавали участки садоводам, мы обурили скважинами всю эту территорию. Нет там грунтовых вод. В этом вопросе не референдум нужен, а компетентные мнения специалистов. А эта протестная акция – обман народа. Если понадобится, мы проведем акцию за строительство завода, поскольку это уникальнейшая возможность наконец решить вопрос с мусором в нашем городе. Если не построим, то лет через 10 зарастем грязью, и по улицам будут бегать крысы.
– Если будем двигаться в том же ключе, то придем к социальному конфликту, – высказался общественный деятель Владимир Силаев. – На мой взгляд, точка зрения оппозиции ортодоксальна, ничего конструктивного не увидел.
– Я бы даже сказал, что это агрессивное вранье, – возмутился член Общественной палаты Юрий Нерушенко. – Экологической экспертизы не было. На каком основании делаете выводы? Вот будет экспертиза – будем решать.
– И без экспертизы разрешения на строительство никто не даст, – подчеркнула Вера Ириковна. – А если безопасным на этом месте утилизационный комплекс не будет, то его перенесут.
Татьяна Петрова,
главный редактор