Сила и слабость «мокрой курицы»
Бестселлер Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза» (16+) в списке книг, намеченных для чтения, занимал не первое место.
Тому мешала волна положительных отзывов о жестоких сценах раскулачивания, описанных в романе. Тема? не раз поданная в вариантах. Потому и зародилось сомнение: премия «Большая книга» − за литературные достоинства или за идеологему? Роман, бесспорно, имеет идеологический окрас, но в итоге это книга о сильных человеческих чувствах, переживаниях, характерах. О том, как человек обретает себя при совсем не располагающих к этому обстоятельствах. Здесь есть добро и зло, низость и порядочность, сильная любовь и открытый финал, наводящий на глубокие размышления о дальнейшей судьбе героев. С первых страниц роман захватывает остротой сюжета, но обойдемся без подробностей, предоставив возможность читателям насладиться глубоким, увлекательным чтением.
Действие разворачивается в 30-е годы прошлого столетия. Мы видим крайности коллективизации, что были осуждены самой властью в известной хотя бы по «Поднятой целине» статье Сталина «Головокружение от успехов».
30-летняя Зулейха становится жертвой тех самых перегибов, когда беспощадная репрессивная машина затягивает в свои жернова безвинную только что овдовевшую жену зажиточного крестьянина. Саму же героиню не назовешь зажиточной. Замуж вышла в 15 лет, родила четверых детей, которые умерли во младенчестве. Она терпеливо сносит жестокое обращение своего Муртазы и слепой его матери. Зулейха открывает глаза и торопится выполнить массу дел. Дом и скот на ней, надо вовремя вымыть ночной горшок свекрови, расчистить снег, заготовить дрова, затопить баню, исполнить супружеский долг… И только после этого отправиться в свою женскую половину, на сундук, который служит ей кроватью. Зулейха же маленькая, худенькая – ей и сундук подойдет. Она не сетует на судьбу, восхищается мужем, который больно бьет, но быстро остывает. Живет так, как научила мама: в послушании. Ее и по имени-то редко называют, для свекрови и мужа она «мокрая курица».
Раскулачивание кидает Зулейху в иную жизнь. Воспитанная в строгих национальных традициях, она испытывает глубокие страдания, оказавшись в тесном людском окружении. Но и здесь терпеливо переносит лишения. Сначала в длительной дороге, а затем в тайге, где своими силами переселенцы строят жилье. В числе сосланных – репрессированные, люди интеллигентные. Они уважают Зулейху за доброжелательность, непритязательность, скромность. Порой она кажется смешной, осуждая с позиций своего воспитания совершенно безобидные для светского человека бытовые вещи. Но в этом проявляется и цельность характера сильной, как оказалось, волевой татарской женщины. В ее душе живут и борются нежность и запрет, страсть и совесть, внутренние ограничения, покорность и протест. В неимоверно трудных условиях ей довелось опять стать матерью и вырастить ребенка, познать взаимную любовь, которую сама же и отвергла, осуждая себя опять же по впитанным с молоком матери канонам.
В числе главных героев, несомненно, комендант Иван Игнатов, который для Зулейхи сначала был врагом. Верный солдат новой власти, защищавший ее с оружием в руках, он сам оказался в роли депортированного. В конце повествования, презрев все заслуги, его лишают титулов и званий, а комендантом поселения становится сумевший выслужиться бывший уголовник. Действие романа заканчивается в послевоенные годы. Сын Зулейхи Юзуф вырос и решил бежать из поселения. Тяжелым было расставание матери с сыном, ведь за побег грозит тюрьма. Щемящие сердце слова описывают сцену прощания. Психологическое напряжение не покидает нас и в последних строках романа. Проводив лодку с беглецом, Зулейха встречает его, чью любовь когда-то отвергла… Он шел ей навстречу, хромая и опираясь на палку. Они остановятся и будут смотреть друг на друга. Он отметит, что глаза утратили зоркость и он не замечает на ее лице морщинок. «А она почувствовала, что ее нестерпимая боль от разлуки с сыном не ушла, но дала ей вздохнуть…»
Продолжение читатель пусть домысливает сам. Хочется, чтобы Иван и Зулейха были вместе, поддерживали друг друга, ведь у них есть общая тайна, благодаря которой у Юзуфа все может сложиться, как он задумал.
Николай Коржов,
член Союза журналистов России