Жизнь без хеппи-энда
Фильмов, где в главной роли выступает откровенный бандит, предостаточно. Многие из них входят в списки самых популярных картин мира. Причин такого успеха много. Во-первых, эти киноработы действительно хорошо сделаны. Во-вторых, многим зрителям интересно заглянуть за ту грань жизни, которой они не видели. В-третьих, часть людей откровенно привлекает брутальность главных героев.
Очень важным моментом в культовых бандитско-гангстерских фильмах является то, как расставлены акценты в судьбах героев. В основном многие в нашей стране любят смотреть американские и отечественные киноленты на подобную тематику. Хорошим примером правильно рассказанной истории в американском кинематографе являются два фильма Мартина Скорсезе – «Славные парни» (16+) и «Казино» (18+). За прекрасной актерской игрой и блестящей режиссурой четко прослеживается главная нить: выбрав криминальный путь, главные герои становятся богатыми и влиятельными людьми; их уважают, их боятся, но итог их жизни всегда один – полный крах. Для одних это жестокая смерть, для других падение с олимпа, забвение и одиночество. Остается ощущение того, что если бы главному герою предложили начать жизнь заново, то он выбрал бы иной путь самореализации, не связанный с криминалом.
Среди подобных отечественных фильмов ярко выделяются сериал «Бригада» (18+) и картина «Бумер» (18+). Более яркие и качественные фильмы данной тематики трудно вспомнить. И в этом их главная беда: они совершенно не отталкивают зрителя от мира криминала. И дело здесь не в какой-то пресловутой блатной романтике. Нет, проблема на более серьезном уровне. Неумеющие еще мыслить критически молодые умы видят в этом кино пример настоящей мужской дружбы, крепкого товарищества, взаимовыручки в тяжелых ситуациях и так далее. Подобное свойственно и фильмам военной направленности, но с такими у нас беда. Либо они о далекой войне, и молодежь уже не ассоциирует себя с их главными героями, либо это пафосно-патриотичные ленты, в которых чувствуется фальшь.
И «Бригаду», и «Бумер» можно охарактеризовать одной расхожей фразой: «Пацан к успеху шел, не фортануло». То есть акцент делается на том, что виноваты обстоятельства, враги, предательство – кто угодно и что угодно, но не то факт, что главные герои сами выбрали свой бесславный путь. И знаменитое оправдание одного из героев картины: «Не мы такие – жизнь такая» ярко подчеркивает это. По сути, это признание собственной инфантильности и слабости, которая скрывается за маской брутальности «правильного пацана».
Сергей Раковский,
корреспондент