Что ставить: пять или двенадцать?

Не исключено, что в ближайшем будущем родителей вряд ли обрадует пятерка, полученная сыном или дочерью по тому или иному предмету. Вы удивитесь, но это так…

Сегодня в обществе и профессиональном сообществе педагогов снова разгорелась дискуссия о реформировании системы образования, теперь уже по вопросу изменения шкалы оценивания российских школьников и студентов. И снова мы смотрим на Запад или куда-то еще. Но хорошо ли это – вопрос очень спорный. Так, в педагогических кругах уже не первый год активно обсуждается проблема изменения традиционной 5-балльной системы на 10- или 12-балльную.

На днях замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев сказал, что 5-балльная система оценки не отвечает всероссийской оценке качества. По этой причине необходимо внедрить 12-балльную. Он подчеркнул, что к этому мы уже давно идем. Но стоит ли менять систему оценивания, существующую официально еще с 1837 года, и приведет ли это к главному – к улучшению качества образования, вопрос еще более сложный.

12-балльная система сегодня, к примеру, используется на Украине, что, как мы видим, не особенно позитивно отражается на стабильности, экономическом и научном развитии государства. Во Франции и вовсе используется 20-балльная система. Насколько это удобно и применимо для нас? Бесспорно, у 12-балльной системы есть свои плюсы. Во-первых, она гибче, может дать более целостную картину знаний. Во-вторых, предполагается ранжирование даже среди тех, кто прекрасно справляется с учебным материалом, что дает возможность стремящимся к высоким результатам и талантливым представителям подрастающего поколения громче о себе заявлять. Она и прозрачнее, в ней нет недосказанности и уравнительности, какая именно пятерка – твердая или с минусом, или тройка – ближе к двойке, чем к четверке, или наоборот. Предположим, к вам на работу пришел выпускник с 3 баллами из 12 по нужному вам профильному предмету. В этой ситуации мы прекрасно понимаем, с каким уровнем знаний и подготовки имеем дело. А сегодня придет выпускник с тройкой – и понимай как хочешь. В этом аспекте 12-бальная система справедливее и менее однозначна, да и психологически для школьников более приемлема. Но звучит как приговор!

К слову сказать, уже сегодня многие педагоги разнообразили существующую систему плюсами и минусами и продолжают это делать не одно десятилетие. Так что по сути-то она и есть 10-балльная система, но, конечно, только не в официальных документах.

И здесь, казалось бы, выводы могут быть в пользу новых изменений, но давайте подумаем: что есть система оценивания вообще? Это инструмент. А его надо правильно и целесообразно использовать. Не перегнуть бы палку и не променять бы нам шило на мыло!

Константин Мусафиров,

корреспондент