Эх, ять!
Собралась на днях в аптеку за шприцами. А чтобы не забыть, еще утром написала себе записку всего с одним словом «Шприц» и положила в кошелек. Зайдя в банк снять денег, я раскрыла кошелек, и листок с напоминанием выпал на пол. Наклонилась поднять его и услышала голос женщины, стоявшей рядом.
– Девушка, – говорит снисходительно, – ну в таких элементарных словах как можно делать ошибки? Вы разве не знаете, что правильно писать «шпритц»?
Я опешила. В шоковом состоянии убрала записку и деньги в кошелек, вышла из банка. Хотя что требовать с обычных граждан, если у нас люди, организующие масштабные мероприятия, порой допускают нелепейшие ошибки?
Совсем недавно в Орске проходил турнир ПФО по греко-римской борьбе. В город съехались десятки участников из разных областей. Как водится, перед началом соревнований команды выходили с табличками. На них были написаны названия регионов, которые представляют спортсмена. Когда я увидела мальчишек с табличкой «ПензИнская область», то мне стало стыдно за свой город, принимавший гостей. Неужели организаторы турнира не могли позаботиться о грамотном написании? Но когда показалась команда «УдмурДской республики», я едва сдерживала улыбку. Кто там живет? УдмурДы? Или, может, удмурДяне? И что самое интересное, такие ошибки были не только на табличках участников, но и на огромном плакате, который висел прямо в центре города, возле входа в спорткомплекс «Юбилейный». Кто виноват в таких, по сути, глупых ошибках – заказчик табличек и плакатов или же сотрудники рекламного агентства, которые не захотели исправлять ошибки, а может не знали правильного написания?
Довольно часто просто на улицах города, приходится сталкиваться с совершенно безграмотным написанием слов. У входа на рынок «Авангард» в одном из пирожковых киосков продают «сосисЬки в тесте». Так и хочется дописать, что «сосисЬки» строго по «списЬкам». Кстати, на том же рынке одно время продавали и «бИляши» и «коВточку». На «Ключе» долгие годы красуется реклама на заборе «сетка рЯбица». А в районе улицы Строителей продают мясо конины. Бог мой, я хочу увидеть мирно пасущуюся на лугу конину! Или щиплющую травку говядину вместе с купающейся в лужах свининой…
Иногда, замечая такие нелепости, вспоминаю дореволюционную орфографию с самой сложной буквой того времени — ять. В ту пору даже ходило выражение «знать на ять» — оно означало «знать что-либо самым наилучшим образом». Наверное, некоторым орчанам необходимо знать на ять правила русского языка. А пока могу только со вздохом сказать: «Эх, ять!»
Юлия Виноградова