История о плите

Села Губерлинского пос-совета богаты своей историей. Сколько интересного можно здесь найти! Была бы я иностранным туристом, обязательно совершила бы турне в эти живописные края.

Только подумайте, ведь именно здесь берет начало знаменитая оренбургская паутинка, по горам гуляют козочки, которые дают этот изумительно теплый тонкий пух. Близ Казачьей Губерли протекает Царский родник, на котором останавливался в свое время цесаревич Николай Александрович. А дорогу, по которой он ехал, называют теперь Царской… Историй здесь много. Все они – наше богатство, наше наследие, с которым расстаться невозможно.

 

Надгробие с прощальными словами

Как-то мне рассказали еще одну историю. Грустную, но душевную. В начале XIX века, году в 1810-м, в Губерлинской крепости останавливался со своим полком штабс-капитан. Его супруга была на сносях. Потому он оставил ее здесь, а сам проследовал к месту службы. Пока он отсутствовал, пришло время родин. Увы, и жена, и малютка-дочь не пережили тяжелых родов. Приехав за ними, штабс-капитан нашел только два холмика на местном кладбище. Тогда он заказал две надгробных плиты: жене побольше, а малютке-дочери поменьше. На этих плитах он написал свои прощальные слова…

Прошли века. В наши дни маленькая плита вдруг исчезла. Кому она понадобилась и, главное, зачем? Древнее кладбище сейчас огибает дорога, по которой сельчане ходят встречать скот с пастбища. К сожалению, не все люди и не всегда понимают историческую ценность той или иной вещи. Чтобы не допустить порчи древней могильной плиты, начальник территориального отдела «Губерлинская сельская администрация» Ержан Утепбергенов перевез ее к обелиску воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, что находится в центре села.

 

Восстановление исторической справедливости

В прошлом году жители села Казачья Губерля собрались на сход граждан. В число обсуждаемых проблем вошел и вопрос о возвращении могильной плиты, датированной 1810 годом, на ее законное место.

Разумеется, единогласно было решено провести необходимые работы. Территория старинного кладбища, которую местные жители уже давно прозвали могильным долом, буквально в считаные дни преобразилась. Положительный пример своим односельчанам показал Ержан Утепбергенов. Несмотря на то что сам он мусульманин, Ержан Аяшевич своими руками соорудил металлический православный крест. Место, где изначально располагались два надгробия, облагородили и огородили металлической оградкой.

Эта деятельность, которую развил начальник терротдела, в скором времени привлекла интерес других людей. Постепенно к работам подключились индивидуальные предприниматели В.Н. Фролов и А.П. Литвинов, большую помощь оказал К.Б. Говорков. Мужчины своими силами переместили могильную плиту с территории села на то место, где она находилась около 200 лет.

Примечательно, что молодые сельчане с интересом отнеслись к тому, что происходило на могильном доле. Оказывается, печальную историю неизвестного штабс-капитана знали не все.

– Очень любопытно было наблюдать, как слова действуют на людей, – отметил Ержан Аяшевич, рассказывая о проделанной работе. – На глазах они менялись и, засучив рукава, принимались за работу. Оказывается, вокруг исчезновения этой плиты ходили самые разнообразные слухи. А она все это время располагалась в центре села. Но теперь, понимая, что участвуют в восстановлении исторической справедливости, люди взглянули на этот вопрос совершенно иначе. Я благодарен всем своим землякам, принявшим участие в работе. Это, вне всякого сомнения, очень важно для нас и для наших будущих поколений.

Плита вернулась на место. Более того, теперь это место облагорожено. И, кстати, губерлинцы оградку старинной могилы сделали намеренно большего размера – оставили место в надежде на возвращение маленькой плиты. Очень хочется, чтобы надежда оправдалась.

Тогда мы все были уверены, что красивая и печальная история станет легендой Губерлинских гор, которая привлечет не одно неравнодушное сердце…

 

На плите восстановили имя

Но на этом история о плите, расположенной на могильном доле села Казачья Губерля, не закончилась.

К завклубом Елене Владимировне Литвиновой обратился бывший учитель русского языка и литературы, директор школы села Казачья Губерля Валентина Игнатьевна Кузнецова. Она рассказала, что лет 40-50 назад вместе с детьми посещала могильный дол. Тогда большая плита была в лучшем состоянии, чем сейчас, и им всем вместе удалось прочитать ту надпись, которая выбита с торца. Валентина Игнатьевна переписала эту надпись на листок и сохранила, за что ей безмерное спасибо.

Итак, надпись гласит: «Здесь покоится прах рабы божьей Марьи, дочери соляного пристава, регулярного советника Никифора Ячменева, с детьми – Николаем, Григорием, Петром и Алексеем, которая родилась 1782 года марта 28 дня и, быв в замужестве за комендантом крепости Губерлинской, штабс-капитаном Иваном Епанешниковым 8 лет 2 месяца и 14 дней, скончалась 1810 года марта 27 дня, всего же жития ее было 28 лет».

Итак, мы узнали, кто покоится на могильном доле. Оказывается, это не просто могила, а семейный склеп. На наших глазах легенда о проезжем штабс-капитане разрушается и превращается в историю одной семьи. Мария Епанешникова не дожила до своего дня рождения всего один день…

События тех дней – наследие губерлинцев, несколько страниц из жизни их предков и еще одна прекрасная достопримечательность в копилке уникальных губерлинских сокровищ.

Наталья Бунина,

внештатный корреспондент

Фото автора

 

Продолжение следует. Читайте о Марии Епанешниковой в «ОГ».

Следите за обновлениями на сайте https://gazetaorsk.ru.

Справка ОГ

Перед Губерлинской крепостью переезжают через ручей, текущей в Яик с речкою Губерлиною, по которой крепость и горы поименованы. Губерлинск находится между каменными горами в небольшом расстоянии от Яика на конце ровного поля… Помянутое место невелико и обнесено обыкновенною бревенчатою стеною. В нем одна церковь и больше 30 домов; также, кроме легкого войска, находится капитан с командою драгун. В мимо текущую речку Губерлю впала другая малая речка Чебокла (Чебак (Шавак) – мелкая белая рыба, Чебокла (Шавакла) – речка, богатая мелкой белой рыбой. – Прим. автора). Между крепостью и Яиком лежит высочайшая из всех каменных гор.

12 июля 1769 г.

Петр Симон Паллас, ученый, академик Петербургской академии наук.