Карточка рассказала о судьбе

Самая разрушительная в масштабах всего человечества война оставила след в истории практически каждой российской семьи. «ОГ» начинает серию публикаций о своих ветеранах, родственниках сотрудников редакции, воевавших на фронтах Великой Отечественной.

 

Мой прадед Александр Филиппович Фомочкин был призван на фронт в начале августа 1941 года. Но долго воевать ему не довелось. Уже вскоре прабабушка Аксинья Дмитриевна получила извещение, что муж пропал без вести. Вскоре область, где жила прабабушка, попала под оккупацию, и ее с пятью детьми угнали на принудительные работы. С приходом наших войск прабабушка с детьми вернулась в родные края. Она в одиночку смогла их вырастить и поднять на ноги. Замуж Аксинья Дмитриевна больше не вышла, и всю жизнь надеялась, что ее Саша когда-нибудь вернется домой, но увы… Она умерла, так и не узнав подробностей о судьбе мужа.

В двухтысячных по инициативе министерства обороны РФ был создан обобщенный банк данных «Мемориал». И я не преминул им воспользоваться, чтобы пролить свет на судьбу прадеда. На первом этапе подтвердилась уже  известная информация о том, что он пропал без вести в конце августа 1941 года. Спустя какое-то время я предпринял вторую попытку, и так как документов в базе стало больше, мне удалось найти карточку военнопленного на имя моего прадеда. Именно она дала нам недостающие сведения о его судьбе. В плен прадед попал 27 августа в Гомеле. Первоначально содержался в немецком лагере для военнопленных Шталаг 308 (VIII-E), в октябре того же года его перевели в Шталаг 306 (XVIII-D) в городе Марбург, ныне это город Марибор в Республике Словения. К сожалению, фотографии в карточке военнопленного не было, зато мы узнали, что был он блондином невысокого роста, до войны работал мясником, в плен попал в звании рядового. Что касается обстоятельств пленения, то тут можно только гадать. Дело в том, что официально Гомель был взят немецкими войсками 19 августа 1941 года. В ходе ожесточенных боев наши войска перемешались и по приказу покидали город ночью. Чтобы исключить захват понтонных мостов противником, в полночь их взорвали. Уже 21 августа немцы заняли Добруш, который находится примерно в двух десятках километров восточнее Гомеля. О том, какая суматоха и неразбериха царили в первые месяцы войны, мы хорошо знаем по книгам и фильмам. Враг стремительно продвигался на восток, и не удивительно, что многие наши солдаты попали в плен, будучи отрезанными от однополчан.

Недавно на том же сайте «Мемориал» я обнаружил сведения о захоронениях военнопленных. Фамилия, имя и лагерный номер – все совпадало. Александр Филиппович Фомочкин погиб в плену 13 февраля 1942 года и захоронен в могиле № 169 на кладбище в Подбережье. Надеюсь, что когда-нибудь побываю на могиле прадеда в Словении.

Сергей Раковский,

корреспондент

Spread the love