Когда руководитель – дама

В одном рекламном ролике, транслируемом на ведущих каналах страны, герой искренне убеждал супругу: «Ты – женщина, а не посудомойка».

Та, вероятно, должна была понять, что она – мама, жена и хозяйка в одном лице – не заслуживает тяжелой участи, уготовленной бытом. Но посудомойка – это не признак пола, а профессия. Труд не очень-то простой и не совсем женский. В крупных специализированных компаниях операторами посудомоечных машин чаще работают мужчины. Нас это скорее удивит, чем обрадует. А вот, к примеру, дама в бизнесе не удивит никого. Никто не скажет ей: «Ты – женщина, а не предприниматель». Ни когда она продает бижутерию или элитную косметику, ни когда заказывает партиями автомобильные диски и резину для собственной шиномонтажки, ни когда руководит крупным промышленным холдингом. К примеру, Надежда Перевалова (на центральном фото рядом с губернатором Оренбургской области Юрием Бергом), которая в июле принимала участие в открытии Орского абразивного завода, является генеральным директором ГК «Уралгрит». Группа компаний, в которую входит орский завод, занимает лидирующие положение на рынках Среднего и Южного Урала.

 

Я – женщина. И что?

Любовь Евстратьева больше двадцати лет руководит сетью автозаправочных станций. Она считает, что эффективность работы на руководящем посту не зависит от половой принадлежности.

– Работа – это не семья, – поясняет Любовь Александровна. – На работе другой формат отношений. Если я могу принять взвешенное решение, обеспечить работникам достойную зарплату, официальное трудоустройство, социальные гарантии, стабильность и уверенность в завтрашнем дне, то почему они должны как-то особенно ко мне относиться? Авторитет зависит от моих знаний и умений, а не от пола.

В России вероятность встретить на предприятии женщину-менеджера больше, чем где-либо в мире. На 89 % российских предприятий женщины занимают одну из руководящих должностей. Для сравнения: лишь на каждом третьем немецком предприятии в руководстве фирмы можно найти даму. 42 % всех менеджеров в России – женщины, в той же Германии – всего 16 %. Насколько женской в привычном понимании является область деятельности всех этих представительниц прекрасного пола, остается загадкой.

Ирина Шилейко, владеющая небольшим автопарком, уверена, что женщины в любом бизнесе могут превзойти мужчин.

– Если бы одиннадцать лет назад мне сказали, что я буду контролировать работу мужчин, управляющих большегрузами, точно не поверила бы, – признается Ирина Маратовна. – Когда умер супруг, а он занимался транспортом, первой мыслью было продать все машины. Но на руках оставались двое детей, которых нужно было кормить. Я поняла, что надо брать бизнес в свои руки. С ошибками и неудачами на первых порах продолжала то, что начинал муж. Сдавала технику в аренду, предлагала услуги по грузоперевозкам. Постепенно привыкла, многому научилась. Женщины вообще могут приспособиться ко всему, чего требует жизнь.

 

Женщины – хорошие организаторы

– А кто вообще сказал, что женщине обязательно нужно быть асом в бизнесе, которым она занимается? – вопрошает Галия Ильдаровна.

Вместе с мужем они пять лет назад открыли отдел по продаже электротоваров. Но муж , несмотря на то что индивидуальным предпринимателем являлся он, вскоре отошел от дел. И взял на себя ответственность за хозяйство (семья держит три десятка голов скотины).

– Закрывать отдел не хотелось, но сама я не разбиралась в электрике, – призналась женщина. – Нашла человека, который, по сути, стал и продавцом, и управляющим в отделе. Я контролирую его работу и организую процесс в целом.

– Если у женщины есть характер, целеустремленность, она может одновременно и повести людей за собой, и сплотить коллектив, – уверена директор СЖКС-3 Марина Бирюк. – При этом мужчины не будут чувствовать себя дискомфортно в компании женщины-директора. Ее априори нельзя считать слабой. Женщины сами по себе сильные личности.

Об организаторских способностях женщины говорит и директор бизнес-инкубатора «Орский» Светлана Бердникова. По ее словам, важно, какой микроклимат складывает в коллективе. Женщина по природе – мать, ей легче наладить работу команды, выстроить отношения, объединить вокруг себя людей.

 

Челночниц помните?

Современные реалии показывают, что женщина давно научилась делать практически любую мужскую работу. Нет необходимости в очередной раз доказывать, что женщины в бизнесе, даже и «мужском» – не хуже самих мужчин. Некоторые связывают успех женщин в роли генералов в компании мужчин-коллег с их психологическими особенностями. Женщины внимательны к мелочам, считаются более наблюдательными. Особенно это заметно в работе с людьми – человеческие отношения воспринимаются женщинами более тонко. Ну, и никто не отнимал сильный характер, а также повышенное чувство ответственности.

В лихие 90-е именно женщины быстрее мужчин приспособились к новым экономическим условиям. Сотни женщин стали челноками. Возили товары на рынки, где и зарождался их бизнес. Многие челночницы позднее пришли к организованной коммерции и открыли если не магазины, то собственные отделы в торговых павильонах.

Людмила Парина – одна из тех самых челночниц. Она торговала на городском рынке мужскими костюмами и меховыми шапками, которые шил ее муж. И хотя бизнесом женщина не занимается уже почти десять лет, считает, что именно он помог ее семье встать на ноги.

– Женщины способны выжить в любых условиях, – уверяет Людмила Андреевна. – Особенно когда речь идет об ответственности за семью – они сразу ринутся в бой. Торговать – хорошо, сесть за руль – пожалуйста! Скажите, что вообще нам, женщинам, сегодня не подвластно и что может оказаться не по плечу?

Особое мнение

Вера Рындина,

председатель комитета по женскому предпринимательству Союза ТПП Оренбургской области, председатель Оренбургского отделения ООО «Ассоциация женщин-предпринимателей России»:

–У женщины в любом бизнесе есть неоспоримое достоинство – она умеет обходить острые углы. Лишний раз улыбнется, не станет обострять ситуацию. Но в тех сферах деятельности, где руководителями мы привыкли видеть мужчин, женщинам в этом качестве порой приходится непросто. Мужчины любят показать свое превосходство. Особенно это касается технических вопросов: мол, они больше знают, лучше разбираются. Наверное, это стереотип, что женщина в технике полный профан. Поэтому у мужской части коллектива женщина-руководитель сразу вызывает недоверие, снисходительность, даже ехидцу в отношении ее приказов и указаний. В данной ситуации женщине нужно либо хорошо разбираться в этих вопросах, либо применять авторитарный стиль руководства, что не во всех случаях путь правильный. Я сама в бизнесе 22 года. Все это время работала на руководящей должности в сфере связи и информационных технологий. Мои коллеги – в основном мужчины. В свое время пришлось доказывать, что я сильна в технических вопросах, могу смело обсудить любой производственный процесс и легко участвовать, скажем, в монтаже оборудования. В любом случае нужно показать себя в первую очередь как профессионал. Самое главное для руководителя – неважно, мужчина ты или женщина, – уметь брать на себя ответственность.

Екатерина Бастина