Из ружья подбил вражеский танк

Совсем еще мальчишкой ему довелось попасть в самое пекло войны. В свои 94 года Иван Степанович Климов хорошо помнит страшные бои под Сталинградом, ужаснее которых ничего в жизни видеть не доводилось. Убитые однополчане, искалеченные бойцы, свист пуль и разрывы снарядов… Одним словом – война.

 

-Многих ребят призывали, не дожидаясь 18-летия. И меня взяли в семнадцать, спустя год после того, как на фронт ушел отец, – рассказывает он. – Направили в Оренбург, в Чкаловское пулеметное училище. Пробыли там недолго, ведь на войне нужны были солдаты. Полки формировали в Рязани. Я попал в 149-й гвардейский стрелковый полк, в 49-ю гвардейскую стрелковую дивизию, которая состояла примерно из 25 тысяч человек. Нас послали на Сталинградское направление, где уже давно шли ожесточенные бои.

В первый же день, едва молодые бойцы покинули эшелон, они попали под обстрел. Разорвавшийся снаряд унес жизни 25 ребят. Ветеран уверен: ошибкой молодого командира было то, что он повел роту днем, не дождавшись, пока стемнеет. А война ошибок не прощает!

– Я воевал с противотанковым ружьем, первым номером, – говорит он. – Страшнее всего было идти в бой с бутылками зажигательной смеси. Попади пуля – и все, сгоришь заживо, мучительная смерть. Но все они, слава Богу, пролетали мимо. Удалось даже подбить немецкий танк, за что позже вручили орден Славы III степени.

Бои были страшные. Нам давали по 100 патронов, мы делали 6 выстрелов в минуту. А у немцев были автоматы, и за ту же минуту они делали 60 выстрелов. Огонь был практически непрерывный. Мы не тратили зря патроны, били только по цели, а они – как попало. Противник знал, что окружен, сильно не сопротивлялся, хотя сдаваться не хотел и до последнего вел стрельбу.

Девять дней Иван Климов провел под Сталинградом. Рассказывает, как однажды немного отстал и столкнулся с бойцами из заградотряда. Лейтенант скомандовал: вперед! И он рванул на передовую.

– А как иначе? – рассуждает ветеран. – Иначе-то, наверное, и нельзя было. Их задачей было пресекать панику и трусость.

Сражаться приходилось в очень непростых условиях. Зима 1942 года оказалось самой суровой в этой местности за последние 140 лет. Морозы стояли ниже 20 градусов, бывало и -30.

29 декабря 1942 года во время ожесточенных боев сержант Иван Климов был тяжело ранен. Потерял часть стоп с пальцами на обеих ногах. После нес-кольких месяцев лечения в госпитале был отправлен домой, в родной Саракташ (в Орск он переехал с семьей уже будучи на пенсии).

В войну матери было непросто с четырьмя детьми, есть дома было нечего, спасали съедобные травы.

На ноги, несмотря ни на что, Иван встал. И не просто встал – долгие годы колесил по родному поселку на велосипеде, на работу и с работы. (В Саракташе велосипеды до сих пор очень популярны). Трудиться начал сразу же, как вернулся, счетоводом в колхозе. Там, а позже и в других организациях работал бухгалтером и старшим бухгалтером. Общий трудовой стаж – 45 лет.

Сегодня главное его богатство – двое сыновей, которые подарили внучек и двух правнучек. Иван Степанович умеет радоваться простым вещам. Он восхищается тем, до чего дошел прогресс, приводя в пример сотовые телефоны, и вспоминает, каким событием для Саракташа было проведение из райцентра телефонной линии. Аппарат для связи имелся лишь в сельсовете, и мальчишки с интересом рассматривали его, недоумевая, как по проводам можно с кем-то общаться. Тогда в поселке не было ни радио, ни электричества…

Несмотря на почтенный возраст, Иван Климов освоил компьютер и с удовольствием слушает оперетты и смотрит любимые фильмы.

– Мне больше нравится смотреть старые фильмы о войне, они правдоподобнее, – отмечает Иван Степанович. – В современных у солдат слишком уж сытые лица. А мы тогда были все истощенные. Мне нравится, когда в роли Жукова выступает Ульянов – очень похож, хотя в интервью он говорил, что с Жуковым лично никогда не встречался.  А вот батальные сцены в большинстве фильмов сильно отличаются от реальности: видно, что идет небольшая группа людей, а ведь когда в атаку шли целые полки, пыль столбом стояла!

С гордостью ветеран надевает пиджак с медалями, хотя на нем не хватает главной награды – ордена, утерянного в 90-е годы. Тогда ветеранам нередко говорили: «Да снимите уже свои побрякушки!». И они, вздыхая, снимали. Теперь родственники надеются восстановить награду. А Ивана Степановича радует, что сегодня Дню Победы уделяется должное внимание. Как участник той страшной войны, тех кровопролитных собы-тий под Сталинградом, он уверен: подвиг бойцов, отстоявших Родину, разгромивших фашистов, не должен быть забыт.

СПРАВКА ОГ

Сталинградская битва – одно из важнейших сражений Второй мировой между Красной армией и вермахтом при поддержке
армий стран «оси». Происходила на территории современных Воронежской, Ростовской, Волгоградской областей и Республики Калмыкия с 17 июля 1942-го по 2 февраля 1943 года.

Немецкое наступление продолжалось с 17 июля по 18 ноября 1942 года. Его целью был захват большой излучины Дона, волгодонского перешейка и Сталинграда. За июль-ноябрь Красной армии удалось заставить немцев увязнуть в оборонительных боях, за ноябрь-январь – окружить группировку немецких войск в результате операции «Уран», отбить деблокирующий немецкий удар и сжать кольцо окружения к развалинам Сталинграда. Окруженная группировка капитулировала 2 февраля 1943 года, в том числе 24 генерала и фельдмаршал Паулюс. Эта победа после череды поражений 1941–1942 годов положила начало коренному перелому (перехвату советским командованием стратегической инициативы) в войне.

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Spread the love