Классная работа: Чтение – основа учения

Нынешние дети читают гораздо меньше своих сверстников из не столь уж далекого прошлого.

Нобез хороших навыков распознавания текста не может быть успешной учебы, а осознанное чтение необходимо для развития мышления, памяти, внимания. Как не упустить золотую пору детства и привить ребенку интерес к чтению? Или же в эпоху интернета книга, которую М. Горький называл «чудом из всех чудес, сотворенных человечеством», канет в Лету? Разговор на эту тему состоялся в библиотеке школы № 53, где его участниками, помимо нашего корреспондента, стали учителя русского языка и литературы Елена Леонидовна Бучнева, Клара Сарсенгалиевна Суюмбаева, заведующая школьной библиотекой Валентина Степановна Ситнянская.

Слова принадлежат Пушкину, в авторитете которого никто не сомневается, однако не устарели ли они в век информационных технологий? Ведь как раз со Всемирной паутиной многие связывают проблему дефицита чтения. Разговор мы начали с обсуждения влияния интернета, а также смартфонов и прочих гаджетов, которые накрепко прилипают к рукам малышей едва ли не с рождения.

Не дай слуге стать господином
– Нередко наблюдаю картину, – вступила в разговор Валентина Ситнянская, – когда родители чуть ли не с двухлетнего возраста дают детям смартфоны – поиграть в простейшие игры. Или на часы усаживают у телеэкранов – смотреть бесконечные мультфильмы.
– Причем совсем не задумываются, какие это мульт-фильмы, способствуют ли они развитию ребенка, – замечает Елена Бучнева.
Как тут было не вспомнить всемирно известных компьютерных гениев! Ведь Стив Джобс вообще запрещал своим детям бесконтрольно пользоваться планшетами, смартфонами и т. п. Так же поступал и его коллега Билл Гейтс. Своим чадам не разрешали они ночью и в выходные сидеть у экранов, а днем позволяли только пару часов. Прекрасный пример для подражания, только мало кто ему следует.
И все же мы не могли не признать, что современную жизнь уже не представить без компьютера, который есть практически в каждой семье. Он верный помощник, порой даже выигрывает по сравнению с книгой, ведь зачастую в интернете можно найти нужную информацию быстрее, чем в библиотеке. В то же время интернет предлагает и непроверенную информацию. Наконец, в нем можно найти хорошие книги, но можно впустую потратить часы за отслеживанием никчемных новостей.
Вывод напрашивается сам: компьютер может быть хорошим помощником, а может и сделаться господином. Известно ведь и такое весьма неприятное явление, как компьютерная зависимость, с которой без доктора не справиться. Об этом следует помнить родителям. Надо, чтобы компьютер ребенку помогал, а не завладевал его разумом.

Компьютер у нас в голове
Глубокими исследованиями механизмов познания в нашей стране занимается нейролингвист и экспериментальный психолог, доктор филологии и биологии, член-корреспондент Норвежской академии наук Татьяна Черниговская, на высказывания которой мы также ссылались в разговоре. По образному определению ученого, «мы рождаемся с мощнейшим компьютером в голове. Но в него надо установить программы. Какие-то программы в нем стоят уже, а какие-то туда нужно закачать… и главная работа мозга – учиться». Выводы Черниговской не расходятся с мнением Пушкина. Да, лучшее учение – это чтение, заявляет и она. При этом не суть важно, читаем мы обычную книгу или электронную. Конечно, должно быть осмысленное чтение, когда включается воображение и мозговой компьютер создает картины.
– Уже в средних классах, где я веду уроки, дети начинают анализировать художественные произведения, – говорит Бучнева. – Дают характеристики литературным героям, обсуждают их поступки, качества личности. Дети учатся читать с карандашом в руках. Для более глубокого понимания текста используем такие формы работы, как экскурсия по книге, диалог с автором.
– С этой целью школьники ведут читательские дневники, – продолжает Суюмбаева. – Туда они вносят не только имена писателей и названия произведений, но и характеристики героев книг, цитаты, личные впечатления, делают выводы. Ученик должен грамотно построить пересказ прочитанного.
Поскольку девятиклассники в этом году будут сдавать еще и устный экзамен по русскому языку, больше внимания уделяем речевым навыкам, учим выразительному чтению. Помощь в этом оказывают аудиокниги в хорошем исполнении. Актер-чтец точнее улавливает авторский тон, помогает глубже понять произведение. Так, на осенние каникулы девятиклассники получили задание послушать «Евгения Онегина» в исполнении Евгения Смоктуновского. Помогают и фильмы по литературным произведениям, но смотреть их лучше после прочтения книги – тогда ребята могут сравнить свои впечатления от книги и ее экранизации.

Отдыхай, но книгу не бросай!
Еще недавно было распространено чтение «для души». Книге посвящали свободное время, ее брали с собой в дорогу, в больницу. Ныне чаще встретишь человека с наушниками (хорошо, если слушает аудиокнигу) или со смартфоном.
– В сравнении с видео- и аудиоинформацией печатная усваивается труднее, – замечает Суюмбаева. – При чтении нужно интеллектуально потрудиться, сосредоточиться. Читая книгу, ребенок обогащается опытом других людей, вместе с ними радуется или огорчается. У него формируются нравственные ценности.
– Чтобы привить детям любовь к книге, мы призываем родителей устраивать семейные чтения, – поддерживает разговор Бучнева. – С маленькими детьми и с подростками можно читать вместе вслух.
– В моем классе есть ученик, которого не нужно убеждать в полезности чтения. Все дело в том, что его родители много читают, в семье неплохая домашняя библиотека, – привела пример Клара Сарсенгалиевна.
– Уже с первого класса мы приводим детей в библиотеку, посвящаем в читатели, – говорит Валентина Ситнянская. – Совместно с классными руководителями, учителями русского языка и литературы проводим мероприятия по приобщению детей к чтению. Проходят книжные выставки, мероприятия к юбилейным датам, конкурсы чтецов. Подводя итоги, определяем и самый читающий класс, и самых читающих учеников, проводим бенефис особо преуспевшего книголюба. Все эти материалы размещаются на сайте школы, где есть специальный раздел «Библиотека».
Подводя итог разговора, мы, его участники, единодушно отметили: книга, конечно, не единственный источник знаний и инструмент формирования личности, но наиболее важный, ведь именно чтение играет решающую роль в интеллектуальном развитии человека. Но и достижения современных информационных технологий заслуживают внимания. При разумном подходе они даже помогают прививать любовь к чтению.

КАК ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ КНИГУ
(Рекомендации со стенда библиотеки школы № 53)
«Как жить, так и читать
вприпрыжку не следует».
(В. Кожевников)

1. Книгу читай вдумчиво. Не отвлекаясь, лучше поймешь ее содержание.
2. Обязательно прочитай предисловие и послесловие к книге.
3. Встретив в книге непонятные слова, выясни их значение по толковому словарю.
4. Если книга не прочитана до конца, вложи закладку – потом быстро найдешь нужную страницу, где остановился.
5. Запомни интересные мысли, факты. Запиши их в тетради или дневнике для чтения.
6. Прочитав, подумай, хороша ли книга. Что показалось особенно интересным?
7. Расскажи о книге своим товарищам.

 

Полезные сайты для детей, а также их родителей

Сказки (http://hobobo.ru). Крупнейшая библиотека онлайн-аудиосказок. Все сказки и мультфильмы в бесплатном доступе, профессионально озвучены.

Учись, играй, развивайся (http://nachalka.info). Сайт для детей дошкольного возраста, учащихся начальной школы, а также их родителей и учителей. Мультфильмы на русском, английском, немецком и французском языках, аудиосказки, книги, различные задания.

Библиотека Gostei – список произведений по литературе с 1 по 11 класс, чтение книг.
Лекции телеканала «Бибигон» – материалы по предметам школьной программы.

Грамота.ру – портал о русском языке для школьников и их родителей.

arzamas.academy – есть специальный раздел «Детская комната», в целом же сайт полезен как старшеклассникам, так и взрослым.

Николай Коржов, член Союза журналистов