Зачем школам рамки?

К началу учебного года во многих школах появились рамки металлодетекторов. Нашумевшие случаи последних лет с нападениями школьников на своих одноклассников в разных уголках страны заставили всерьез задуматься об усилении мер безопасности.

Но действительно ли рамки металлоискателей и турникеты способны повысить уровень безопасности? Должен ли у рамок дежурить охранник? Какая реакция должна быть на писк металлодетектора? За чей счет идет установка? Мы попытались это выяснить.

Пообщавшись с родителями, чьи дети учатся в разных школах города, мы пришли к выводу, что недовольных среди них немало. Проблема в том, что и без того узкие фойе в старых зданиях становятся еще теснее из-за установленного оборудования со смонтированным рядом ограждением. Как результат – перед началом занятий в помещениях толкотня. Родители выражают беспокойство: а вдруг пожар? Рамки и турникеты могут помешать детям оперативно покинуть помещение.

– Признаться честно, мне не нравится, что рамки загромождают фойе, – поделился с нами в частной беседе один из сотрудников МЧС. – Думаю, и не всем директорам, отвечающим за безопасность детей, они по нраву. Но таковы требования, спускаемые сверху.

– Раньше на путях эвакуации не допускалось размещать турникеты, вращающиеся и подъемно-опускные двери и т. д., чтобы не мешать свободной эвакуации, – комментирует ситуацию заместитель начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Орску и Новотроицку УНД ГУ МЧС России по Оренбургской области Александр Пасечный. – Мы относились к этому категорично. Но законодатель внес изменения в правила противопожарного режима. Если на эвакуационных выходах по-прежнему нельзя устанавливать подобные устройства, то на путях эвакуации правила позволяют их ставить, при условии что рядом имеется дублирующий выход либо есть технические решения, позволяющие вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается, в дополнение к ручному способу, применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств. Основной упор делается на то, что изнутри двери, предназначенные для эвакуации, должны открываться без ключа.

Александр Викторович отмечает: устройства, установленные для обеспечения безопасности, не должны блокировать проход. В пример он приводит школу 31, где после ремонта установили турникет, но рядом с ним имеются калитки шириной 1,2 м, которые можно открыть изнутри без ключа, если в этом есть необходимость. Также они откроются автоматически, если сработает пожарная сигнализация. В некоторых учебных заведениях, где администрация планировала ставить рамки прямо у дверей, инспектора ОНД предостерегли от подобных действий. К их рекомендациям прислушались.

С чего же началась повсеместная установка устройств безопасности? Как нам рассказали в управлении образования, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 г.

№ 1235 (об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов) в Орске было проведено комиссионное обследование и категорирование объектов образования. В состав комиссии вошли представители территориальных подразделений Национальной гвардии, МЧС и Управления ФСБ. По итогам обследования школам выдали акты, в которых, в зависимости от присвоенной категории, были указаны необходимые для выполнения мероприятия, в том числе по оборудованию систем контроля управления доступом людей.

– Поскольку мероприятия затратные, приведение состояния антитеррористической защищенности объектов образования в соответствие предъявляемым требованиям осуществляется за счет средств муниципального бюджета, – пояснила Светлана Маслова, и. о. начальника управления образования. – В 2019 году в образовательных организациях города выполнены мероприятия по усилению антитеррористической защищенности на сумму 9 406,47 тысячи рублей. На эти средства доукомплектованы системы видеонаблюдения в 39 образовательных организациях (23 школы, 13 детских садов, 3 учреждения дополнительного образования), заменено ограждение в детском саду № 56, смонтирована система контроля и управления доступом (арочные металлодетекторы) в 24 общеобразовательных организациях и установлены видео-домофоны в 13 дошкольных организациях. В целом арочными металлодетекторами оснащены 29 общеобразовательных организаций, в 11 имеются ручные металлоискатели.

Светлана Витальевна подчеркивает: при монтаже арочных металлодетекторов учитывались требования пожарной безопасности. Кроме того, в проверке школ к работе в новом 2019–2020 учебном году принимали участие инспектора Отдела надзорной деятельности.

С тем, что возле арочного металлодетектора должен находиться работник, осуществляющий пропускной режим, в управлении образования согласны. Но, увы, не всегда это требование соблюдается на практике. А если у рамки нет ни охранника, ни даже просто обученного человека, который остановит подозрительных лиц, то будет ли толк от установленных устройств?

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Spread the love