Жертва не ограничивается бараном

Главный религиозный праздник мусульман – Курбан-байрам – в этом году пришелся на 1 сентября. На намаз в городской мечети собрались сотни верующих.

Утром мусульман поздравили глава города и председатель горсовета, свои пожелания передал и губернатор. Коллективную молитву провел временно исполняющий обязанности имама Кадыржан Тнаштыгулов. Накануне священного праздника мы встретились с ним и с председателем приходского Совета при мечети Кунакбаем Алкуловым.

– Курбан-байрам берет свое начало от времен пророка Ибрагима. Всевышний послал ему испытание, желая проверить его веру: потребовал принести в жертву сына, – напоминает историю праздника Кадыржан-хазрат. – Ведь на деле слова и дела у людей нередко расходятся. Ибрагим достойно прошел испытание. В последний момент Всевышний, убедившись в искренности и силе его веры, ниспослал барана. С тех пор от каждого человека в жертву приносится баран. От семи человек в жертву можно принести корову, от пятерых – верблюда.

Жертвенное животное делится на 3 части, первая отдается неимущим, вторая – родственникам и соседям, третью оставляют для своей семьи. Но Всевышний при этом говорит: не нужно мне ни мяса, ни крови, нужна ваша вера. Если нет возможности принести в жертву животное, можно прийти в мечеть. Сюда тоже приводят жертвенных баранов, из которых готовят угощение. Суть праздника – в жертвенности. Можно пожертвовать своим временем и пообщаться с близкими, можно оказать кому-то помощь.

– В исламе есть поговорка: «Если правая рука дает садака – левая не должна знать», – добавляет Кунакбай Мушаевич. – Не надо кричать о том, что ты кому-то помог, Аллах все видит. Добрые деяния никогда не забываются. У нас есть дети, внуки. Может быть, благополучие детей и внуков – это милость за наши добрые деяния.

Всевышний настолько мудр, что создал праздник жертвоприношения, для того чтобы мы могли встретиться с родными и близкими, пообщаться, если накопились обиды – простить друг друга, посетить мечеть.

Ежегодно в ней бывает и губернатор Оренбургской области Юрий Берг. Именно он в свое время помог в передаче здания мечети мусульманам, о чем ходатайствовали аксакалы.

Если оглянуться назад – мечеть, построенную в 1900 году, вернули мусульманам к столетию культового учреждения. В годы Великой Отечественной войны, как отмечает Кунакбай Алкулов, здесь располагалась мастерская, в которой работали пленные немцы, позже в здании размещался детский сад, а затем часть его занимало общежитие швейной фабрики.

Сегодня в городе действует лишь одна мечеть, но аксакалы считают, что одного здания вполне хватает.

– Посмотрите, что сегодня происходит в Европе! Мы не хотим, чтобы у нас события развивались подобным образом. В одной мечети проще контролировать ситуацию. Из нашей мечети не вышел ни один радикально настроенный исламист, – отмечает Кунакбай Мушаевич.

– Дней десять назад ко мне приходила орчанка – востоковед. Образование получала в Америке. Хорошо владеет английским, арабским, жила в Марокко, много поездила по миру. Она отметила, что у нас более демократичный ислам, – добавляет Кадыржан-хазрат.

А Кунакбай Алкулов уверяет: для того чтобы он и впредь таким оставался, необходимо приложить определенные усилия.

– Мы исповедуем традиционный ислам, – говорит он. – Кроме того, мы живем в многонациональной стране. Когда фашисты напали, все сплотились, никто не делил людей на своих и чужих – вместе воевали, вернувшись, вместе воспитывали детей: русские, украинцы, татары, казахи, немцы, евреи… У нас традиционно складывались хорошие добрососедские отношения, и очень важно их сохранить. Еще для нас важно, чтобы имамом был местный житель, которого люди хорошо знают, которому доверяют. Хоть в Средней Азии исламу учат с малых лет и подготовка там серьезная, местный житель для нас предпочтительнее. На Совете аксакалов мы рассматривали две кандидатуры. Единогласно избрали Кадыржана. Надеемся, что наше решение будет одобрено в Оренбурге, и в ближайшее время он будет назначен имамом.

Кадыржан Тнаштыгулов в настоящее время проживает в селе Банном Гайского района. Ранее жил и работал в Орске. Вырос в поселке Первомайском, окончив школу и училище, работал слесарем на никелькомбинате. После двух лет срочной службы вернулся в город и устроился в пожарную охрану, где работал до 2010 года – времени выхода на пенсию. В мечеть пришел в 2001 году, когда имамом был Расим-хазрат. Помогал ему, проводил занятия в медресе. В 2014 году заочно окончил медресе в Челябинске. Женат, воспитывает сына.

Его кандидатуру, как нам удалось выяснить во время празднования Курбан-байрама, поддерживают не только аксакалы, но и представители молодого поколения.

Кстати, за последние 7-8 лет наметилась тенденция увеличения числа молодежи, посещающей мечеть.

Людмила Светушкова