Этот сложный юношеский возраст

«Рос парень как парень, в школе никаких замечаний, не курил, а вот пошел учиться в колледж, и словно его подменили»…

Довелось стать свидетелем разговора двух мам, одна из которых жаловалась на сына, который сильно изменился.

«Стал грубить, замечаю, что покуривает с друзьями, – говорит женщина. – Как бы к какой гадости еще не пристрастился, не нравятся мне его новые дружки! Меня вроде слушает, а не слышит, о чем ему втолковываю ежедневно. Что делать?» «Продолжать разговаривать почаще с парнем, – заявила собеседница. – Объяснять, что такое хорошо, а что такое плохо! Все они после школы вмиг стремятся стать взрослыми, отсюда дурь в голове!».

Юность (возраст от 16 до 19 лет) – это жизненный этап, который при неопределенности границ психологической территории личности уже взрослого ребенка перерастает в борьбу с родителями. И, несмотря на материальную поддержку, им не удастся что-либо изменить. Именно на данном этапе детям вместе со свободой передается практически вся часть ответственности за свои поступки и принятие важных решений. Нередко родители пытаются удержать возле себя детей и взять часть обязанностей на себя, что впоследствии приводит к серьезным проблемам.

– Такая проблема действительно существует, – подтвердил в разговоре врач-психотерапевт ГБУЗ «Областная психиатрическая больница № 3» Орский ПНД Ергалий Желенов. – Могу подтвердить этот процесс на примерах взаимоотношений с юношами. В последние четыре года провожу лекционные занятия с допризывниками, которым по 15-16 лет. Они, как правило, внимательно и с интересом относятся к лекциям, ведут здоровый образ жизни, многие активно занимаются спортом. При переходе же в новую возрастную категорию – после 16 лет – происходит психологическая ломка, некоторые начинают употреблять алкоголь, курить. Главная причина – это стремление выделиться в молодежной среде. Нередко сами родители способствуют этому, приглашая молодых людей «к столу», не возбраняется то, что сын начинает баловаться пивом. Мол, малоградусный спиртной напиток. И не предполагают, что пиво – это серьезная проблема. Ведь употребление, скажем, полутора литров пива составляет в эквиваленте 180 граммов водки. Производители же добавляют в него солевые добавки, отчего появляются жажда, сухость. Это способствует тому, что человек стремится приобрести еще одну бутылочку для утоления жажды. Потом еще одну… Это называется эффектом морской воды.

К слову сказать, основная причина сложностей перехода из одной возрастной группы в другую заложена в результате самой человеческой эволюции. Дети всегда подражают родителям. Сыновья – отцу. В итоге наряду с положительным опытом юноша нередко приобретает и отрицательные моменты родительского поведения, образа жизни. Если отец злоупотребляет алкоголем или курит, то в разы возрастает вероятность пристрастия к этому у сына. Судя по последним выводам, сделанным учеными, алкогольная зависимость не является чисто генетическим заболеванием. Однако формируется комплексно, в большей части зависит от внешних моментов – психологических, экологических.

Как утверждают ученые, развитие алкоголизма на 60-70 процентов зависит от влияния семьи и родителей на молодого человека, а остальные 30-40 процентов приходятся на особенности личности и окружение.

В момент взросления изменяется нередко характер молодого человека, и окружение в этом оказывает на него сильное влияние.

 

– Воспитание – творческий процесс, – говорит психолог, автор книги «Мотивация на отлично. Как помочь ребенку полюбить учебу. Без скандалов, наказаний и нервотрепки» Никита Петров. – Творческий в том смысле, что воспитательную стратегию необходимо периодически адаптировать в соответствии с этапами взросления ребенка.

Еще раз, не ребенка подстраивать под себя – это путь тупиковый, чреватый многими разочарованиями. А своевременно менять свои подходы в воспитании. Вопрос в том, как? Но это тема отдельного разговора.

Так вот, возраст 15-16 лет как раз является переходным этапом. Что здесь нового? Дальше очень важно: в возрасте 14-16 лет ребенок узурпирует права. Фактически это значит, что вы, родители, в минимальной степени сможете повлиять на его выборы. Подросток сам будет решать с кем ему общаться, а с кем не общаться, делать ему уроки или не делать, курить ему или не курить, когда и сколько ему употреблять алкоголя.

Большинство родителей, столкнувшись с новой реальностью, оказываются в тупике. Принимаясь судорожно объяснять, что, мол, ты так поступаешь (куришь, пробуешь алкоголь, саботируешь учебу), результат будет плохой, а если будешь поступать хорошо (заниматься саморазвитием), то результат будет хороший. Другими словами, родители объясняют очевидные вещи, как бы одалживая свой опыт ребенку.

Мы с вами помним, что ребенок права узурпирует сам, тут ему ваша помощь не потребуется, а вот ответственность дети берут крайне неохотно, поэтому родители про ответственность пытаются объяснить на словах, как хорошо, правильно и во всех отношениях выгодно быть ответственным. С девочками эта тактика (не со всеми) худо-бедно срабатывает, с мальчиками не работает вообще. Ребенок воспринимает подобные душеспасительные беседы как вынос мозга.

Дальше он начинает дистанцироваться, превращая правильные слова родителя в фоновый шум. Наверняка, вы если прислушаетесь, в фоновом шуме сможете различить гул проезжающих автомобилей, но вы же на нем постоянно не фиксируетесь. Это такой защитный механизм. У ребенка в отношении родителей срабатывает точно такой же защитный механизм. Либо он делает назло, то есть родитель чтением нотаций не профилактирует употребление, а напротив, стимулирует.

Если передача ответственности на словах не работает, тогда что делать? Здесь уместно вспомнить о цели воспитания, на реализацию которой государство и общество отвело нам 18 лет. Цель воспитания в том, чтобы из ребенка сделать взрослого. Как? На каждом этапе жизни передавая часть ответственности ребенку. Научился шнурки завязывать. Кто должен завязывать? Научился кровать заправлять. Кто должен заправлять? Пошел в школу. Кто должен учиться? К сожалению, некоторые родители буквально мешают своим детям взрослеть, затягивая с передачей ответственности, мешают тревога и неготовность делегировать право на ошибку. В таких семьях к 18 годам ребенок продолжает оставаться инфантильным, у него отсутствует жизненный план, заняться ему нечем, как следствие он начинает употреблять алкоголь, никотин, наркотики. По моему мнению, в таких случаях не стоит доводить до греха, лучше обратиться к психологу. В своей книге я также описал варианты выхода из большинства воспитательных тупиков.

Константин Мусафиров,

корреспондент