А зубы на льду так и не нашли

22 января, одним из гостей ретроматча был двукратный олимпийский чемпион, многократный чемпион мира и Европы Борис Майоров, один из великих спартаковцев 60-х годов прошлого столетия, капитан и один из лидеров национальной сборной Советского Союза.

 

Он впервые посетил наш город, но вот с орскими арбитрами встречался на ледовой площадке и раньше.

Как известно, в хоккейном матче задействованы не только тренеры, хоккеисты, болельщики, но и судьи. В конце 50-х годов в Орске появились первые доморощенные арбитры по хоккею с шайбой. А пара рефери Владимир Портнов и Вячеслав Добрынин в своей карьере вышла на уровень проведения игр чемпионата СССР среди команд Высшей лиги. Портнову было присвоено звание судьи всесоюзной категории, а Добрынину – звание судьи республиканской категории.

К великому сожалению, оба первопроходца орской судейской бригады ушли из жизни, но сохранились их воспоминания, в том числе Вячеслава Добрынина, который вместе с коллегой-земляком не единожды судил игры чемпионата СССР с участием мировых звезд хоккея. Среди них был и Борис Майоров.

– На первых порах обслуживать игры, в которых на льду сражались большие мастера, олимпийские чемпионы и чемпионы мира, было психологически сложно, – рассказывал когда-то Вячеслав Добрынин. – При поддержке Владимира Портнова освоился на площадке. Всякое бывало во время игр – от массовой драки хоккеистов в Нижнем Новгороде с участием звезд ЦСКА, оскорбительных криков болельщиков до недовольства капитанов команд и тренеров. Но один эпизод вспоминается с улыбкой. На открытой площадке, по-моему, в том же Нижнем Новгороде, судили матч с участием московского «Спартака», где вели чемпионы мира Вячеслав Старшинов, братья Борис и Евгений Майоровы, Виктор Зингер.

В одной из жарких схваток у борта нам пришлось остановить встречу. Разгоряченный Майоров-старший начал на меня кричать, указывая на рот. Во время свалки у него вылетели вставные зубы! В тот день шел мелкий снег, и лед покрылся к концу периода коркой. Под натиском мировой звезды начал судорожно искать зубы. Не нашел. На помощь пришел Владимир Портнов. Спартаковцы немного утихомирились. Присоединились к поиску и игроки команд. Но вставные зубы Бориса Майорова так и не нашли. Куда они подевались? Может, кто из игроков зло подшутил.

Спустя много лет я встречался с Борисом Майоровым, но он так и не смог вспомнить этот трагикомичный эпизод. Показал новый зубной мост – все в порядке, дескать, старина, зачем старое вспоминать. Я же тогда настолько расстроился, что подумывал завершить судейскую карьеру.

Константин Мусафиров,

корреспондент

Spread the love