В поисках главного героя

Признаюсь, титулованные фильмы не всегда вызывают у меня должный  душевный отклик. Элитные критики оценивают их как «кино не для всех». Фильм Авдотьи Смирновой «История одного назначения» (12+), удостоенный кинотавровских наград этого года, оказался не из таких.

Казалось бы, предельно простой по сюжету, он многослоен, наполнен глубокими морально-философскими мыслями. В основу фильма положена реальная история о том, как приговоренного к смертной казни военного писаря в суде защищал Лев Толстой. Знаменитому писателю уделено немало места в картине. Лев Николаевич показан без всякого хрестоматийного лоска. Он не над ситуацией, а внутри нее. Классик как бы сходит с пьедестала и живет обычной жизнью, вполне понятной для современного зрителя. Поначалу может показаться, что режиссер увлекся осовремениванием образа, но это ощущение быстро исчезает. Писатель предстает в сценах, вполне соответствующих воспоминаниям современников о характере и поступках классика, и это только усиливает интерес к фильму. Всего несколько штрихов, но весьма убедительных, – и мы понимаем взаимоотношения Льва Николаевича и его супруги Софьи Андреевны. Узнаем, что писатель работает над романом «Война и мир» и что он не очень удачлив в ведении своего графского хозяйства.

Однако вовсе не Толстой главный герой фильма. С этим вообще не сразу определишься. Поначалу симпатии, несомненно, вызовет поручик Колокольцев, но он резко разочарует уже влюбившегося было в него зрителя. Это в жизни бывает. Как бывает и то, что слабого и униженного обижают даже те, кто и сам в не намного лучшем положении. В фильме такие унижения терпит психически нездоровый писарь Шабунин, но и его терпение не безгранично. Именно этот неказистый с виду, казалось бы, привыкший к зуботычинам человек в какой-то момент совершает смелый и в то же время трагический для него поступок. Как и поручик Колокольцев, бедолага Шабунин меняется неожиданно, резко, но в качественно ином направлении. Может, он главный герой фильма?

В «Истории одного назначения» Авдотьи Смирновой важна каждая сцена, каждая деталь, каждый монолог. Офицеры высшего состава как-то уж очень знакомо рассуждают об особом пути России, о ее внешних и внутренних угрозах. Другие в это время  мошеннически подделывают бумаги, несколько стыдясь икон, которые переворачивают обратной стороной. О секретной неплановой проверке начальство узнает заблаговременно, вплоть до конкретной даты. Плюс ко всему фильм не лишен увлекательности, потому как нельзя оставаться равнодушным, наблюдая за судьбами героев, за их нравственными и физическими страданиями. А выйдя из зала, не перестаешь размышлять о проблемах, поднятых в картине. Она задевает глубинные струны души, будит светлые чувства, нравственно просветляет, что и должно происходить при встрече с настоящим искусством. Жаль только, что в зале в момент нашего посещения было пять зрителей.

Николай Коржов,

внештатный корреспондент

Spread the love