Мелочность или принципиальность?

Во время первенства мира по футболу СМИ обошел курьезный случай: бывший капитан сборной Англии Терри Бутчер, человек далеко не бедный, отказался платить за кетчуп в ресторане, поскольку в меню этот самый кетчуп не значился.

Сам Бутчер потом объяснял: «Я отлично поел. Правда, все очень понравилось. Но когда получил чек, я спросил: «А это за что?». Они ответили, что за кетчуп. И я сказал: «Нет, нет и нет! Вы не можете брать с меня деньги за кетчуп». Официантка заявила: «Нет, можем», а потом позвала менеджера». Долг иностранцу, естественно, простили. А многие ли из нас проверяют чеки из ресторанов, тем более сверяют их с меню? Немало людей подобное поведение вообще считает мелочным и даже унизительным. В сознании давно укоренилось: где-где, а уж у них в Европе жалких копеек не считают. Оказалось, не так. Не потому ли и жизнь там комфортнее, и достаток выше?

На такие размышления подвигли два недавних случая, когда самому пришлось выбирать между мелочностью и принципиальностью. Первый произошел при покупке бритвенных станков. По ценнику сумма – 149 рублей 90 копеек. Подав на кассе полторы сотни, вместе с покупкой я получил чек и отстраненный взгляд продавщицы. Пришлось уточнить: «Какова стоимость покупки?». Сумму девушка назвала правильно. «А сдача?» «Десяти копеек у меня нет, возьмите пятьдесят», – без тени смущения протянула она монетку. Второй случай – в продовольственном магазине, где напомнить пришлось уже о тридцати копейках сдачи. «Если бы они у меня были, я бы их дала», – заявила кассирша, а когда поняла, что инцидент не исчерпан, не потрудившись порыться в кассе, на тарелочку бросила рубль, сопроводив действия взглядом, что с известным выражением «рублем одарит» не идет ни в какое сравнение. Случаи, когда покупатель и продавец при расчете не могут разойтись из-за мелочи, не редкость, но, как правило, скрашиваются хотя бы извинениями. Возвращаясь к Терри Бутчеру, полагаю, его поступок отнюдь не исключительный, скорее, типичный для жителя страны, где граждане привыкли отстаивать свои права даже в малом. И уж если англичанин поселится в одной из наших многоэтажек, то не станет вворачивать свою лампочку на лестничной площадке, а в подъезде у него регулярно будут мыть не только полы, но и панели, оконные рамы со стеклами, как это записано в Правилах содержания общего имущества. Ведь внося плату «за содержание», мы оплачиваем и это, а когда в очередной раз повышают тарифы, то непременно включают туда и стоимость указанных услуг. Почему же мы их не получаем в полном объеме? Боимся показаться мелочными или не умеем быть принципиальными?

Николай Коржов,

член Союза журналистов

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.