Жительница Псковской области помогла орчанке найти могилу отца
Еще в 1975 году орчанка Таиса Симонова пыталась отыскать место захоронения отца, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Тогда не удалось.
Было известно, что Федора Никоноровича Шаталова, погибшего в 1944-м, похоронили в километре от деревни Каменки. Однако, как сообщили женщине в Калининском райвоенкомате, бои под этой деревней завершились еще в 1941-м.
Родственники Таисы Федоровны позже обращались в разные структуры. И вот на нашу редакционную почту пришло письмо от Елены Федоровой, жительницы Псковской области, состоящей в клубе «Патриот» поселка Пушкинские Горы. Она увидела информацию о поиске на сайте «Первого канала» и, благодаря огромному желанию помочь, выяснила, где же захоронен боец.
«В списках безвозвратных потерь ошибочно написано первичное место захоронения Федора Шаталова – Калининская область, Новоржевский район, деревня Каменка, – написала нам Елена. – На самом деле район захоронения – Пушкинский, это видно из документов военного времени – журнала боевых действий и карты. В наши дни это Пушкиногорский район Псковской области. А современное братское захоронение, куда переносились ближайшие первичные захоронения, находится в деревне Вече».
– Возраст уже не позволяет мне поехать в Псковскую область, но, возможно, это смогут сделать мои сыновья или внуки, – выразила надежду Таиса Симонова.
Воспоминания об отце в ее памяти остались несколькими обрывочными картинками.
– Помню, как он пришел на побывку домой после ранения, – рассказывает она. – Какое время года было, не знаю, лежал снег, смешанный с водой. Я побежала его встречать. Добежала до колодца, а чулки спадают. Их тогда подвязывали веревочками. Пока поправляла, мимо меня промчались лошади, запряженные в сани, в которых и приехал папа. Сколько радости было от встречи! Но лица его не помню. А когда он снова уходил на фронт, за столом пели песню «Последний нынешний денечек гуляю с вами я, друзья».
Помню момент, когда принесли похоронку. У нас был большой дом, с большими окнами, я в тот момент стояла на подоконнике…
Знаю, что отец меня очень любил. Братья рассказывали, что малышкой я прибегала к нему после бани, намывшись «духовым» мылом, чтобы он понюхал, как чудесно от меня пахнет… Жили мы в годы войны очень бедно. Одевать-обувать нечего было, в доме – всего одна кровать да кольцо в потолке, куда привязывали люльку. К сожалению, отец так и не узнал, что в марте 1943-го у него родилась дочь: мать была неграмотной, писем на фронт не писала.
Не узнал Федор Никонорович и о том, что награжден медалью «За отвагу», приказ был подписан 8 февраля 1944 года. Медаль красноармейцу шестой стрелковой роты второго стрелкового батальона, как значится в документах из рассекреченных военных архивов, присудили за то, что в ходе наступления на противника вместе с группой бойцов он «с фланга обошел противника, забросал гранатами и уничтожил огневую точку противника и сам застрелил двоих немецких пулеметчиков, захватив ручной пулемет».
Трижды боец был серьезно ранен, но возвращался на фронт. Накануне его гибели 435-й сводный полк, в котором он воевал, овладел одним из райцентров Калининской области. Тогда во всей 208-й сводной дивизии обошлось без потерь, но когда красноармейцы вышли к реке Великой, в боях полегло немало наших солдат. Федор Шаталов оказался в их числе. Огромными человеческими потерями стране далась Победа. Вот почему так важно, чтобы подвиг участников Великой Отечественной войны не был забыт!
P.S.
Таиса Симонова выражает огромную благодарность Елене Федоровой за помощь в поисках могилы отца. «Меня очень порадовало, что есть еще на свете неравнодушные люди, которым небезразлична история и память наших предков!», – поделилась дочь бойца Шаталова.
Людмила Светушкова