Мир – именно то, что нужно нам всем

Сегодня в драмтеатре воцарится весенняя атмосфера. Здесь отметят Наурыз – праздник весны или Нового года у тюркских народов: казахов, узбеков, киргизов, туркменов и некоторых других.

В Орске подготовкой праздника совместно с городской администрацией занимается национально-культурная автономия казахов «Алем», которую возглавляет Курмамбай Кумакбаев. Накануне он рассказал о сути праздника, а также о том, чем живет и дышит казахская национальная общественная организация.

– Наурыз – это доисламский праздник, первый день которого приходится на день весеннего равноденствия. Традиция берет начало в IV-V веках. Раньше суровые зимы были настоящим испытанием. Люди из поселков, находящихся на расстоянии 40-50 км друг от друга, месяцами не общались. И когда приходила оттепель, когда погода наконец позволяла, отправлялись друг к другу в гости, узнать, как пережили зиму, все ли живы-здоровы, цел ли скот. Обменивались подарками, животными. От наличия скота тогда зависел достаток семьи. Парни и девушки присматривались друг к другу. Если где-то получались пары, старались до осени сыграть свадьбу. Молодая жена уходила с семьей мужа.

С детства помню, как мама на Наурыз стелила новые покрывала, готовила наурыз коже. Праздник отмечали целую неделю.

 

– Наурыз коже – это традиционное новогоднее блюдо?

– Да. Это блюдо, состоящее из семи компонентов: воды, мяса, соли, масла, муки, злаков и одного из молочных продуктов. Они символизируют радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, рост и божественную защиту. Считалось, кто отведает наурыз коже в семи домах, тому в новом году во всем будет сопутствовать удача. В этот праздник принято говорить: «Пусть Наурыз будет для вас благополучным и белого будет много». Белое – с одной стороны, это символ духовности, порядочности, нравственной чистоты, а с другой – белых молочных продуктов, изобилие которых определяло богатство и благополучие каждой семьи.

– Сейчас казахи отмечают Наурыз так же широко, как это было прежде?

– В Казахстане это национальный праздник. У нас формат празднования немного изменился в век автомобилей, электричества и связи, люди общаются в любое время года, быстро узнают хорошие и плохие новости. Но мы должны помнить и уважать свои традиции, обряды, обычаи.

Сегодня в драмтеатре мы поздравим орчан с Наурызом, в том числе самых заслуженных людей: аксакалов и многодетных матерей. Глава города вручит подарки. На праздник приглашены муфтий Оренбургской области Альфит Шарипов, главы городов и районов Восточного Оренбуржья и имамы.

Представители казахской общины поздравят гостей на казахском и русском языках, показав прекрасную литературную композицию. С этим номером выступят ученики нашего «рабфака».

 

– Рабфака? В советские времена так называли факультеты в институтах, на которые набирали рабочих.

– Став председателем казахского объединения, я обозначил важные моменты: все желающие должны получать возможность изучать казахский язык и культуру. Сейчас кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы, теории и методики обучения литературе ОГТИ Рыскуль Кусакпаева занимается с орчанами казахским языком, а также ведет сравнительно-сопоставительное изучение русской и казахской культуры. Задача этих курсов в том, чтобы проживающие в нашем городе люди владели двумя языками. Главный принцип обучения: два языка – два крыла дружбы.

При изучении казахской литературы акцент делается на творческих взаимосвязях казахских и русских писателей и поэтов. Безусловный интерес вызывают переводы Абаем произведений Пушкина, Лермонтова, Крылова на казахский язык. Конечно, интересны биографические факты, например, личное общение Валиханова с Достоевским или переписка Кудайбердиева с Толстым.

На мой взгляд, цель казахов, живущих на территории России, – найти не в чем мы разные, а в чем схожие. Желающих учиться немало. Люди приходят на курсы после работы. Есть и пекари, и таксисты, и сварщики. Ну чем не «рабфак»?

 

– Вы сам хорошо знаете казахский язык?

– Казахский понимаю, но сам говорю на нем плохо. Когда пошел в первый класс, возникла проблема: я совершенно не знал русских слов. Учительница-москвичка (я родился и вырос в Кваркенском районе, и тогда в села присылали молодых педагогов из столицы) пожаловалась на это отцу. Он запретил говорить дома на казахском. Так я довольно быстро освоил русский. Но теперь понимаю, что знание второго языка лишним не будет, тем более если речь идет о родном языке.

 

– Чуть менее полугода назад вы возглавили общественную национально-культурную организацию. Легко ли далось решение стать ее председателем?

– Я даже не думал о том, что возглавлю ее. Как и многие другие, пришел на собрание, чтобы проголосовать за одну из предложенных кандидатур. Но на месте выяснилось, что среди прочих фамилий есть и моя. Большинство, в том числе и аксакалы, поддержало мою кандидатуру. Да, свободного времени у меня немного, я занимаюсь строительством, член городского Совета депутатов, с недавних пор – помощник депутата Государственной думы Виктора Заварзина по вопросам религии и ислама… Но разве я мог отказаться, не оправдать доверия старожилов?

 

– Смена названия казахского общества связана с теми функциональными изменениями, которые произошли в организации?

– На организационном собрании мы сразу определили направления деятельности казахского общества. Мы собираем вокруг себя людей не только для того, чтобы проводить праздники. Будем заниматься вопросами культуры и обучения языку, поддерживать существующие коллективы с национальным колоритом и создавать условия, чтобы возникали новые. Принято решение создать в городе совет аксакалов – не только из казахов, а вообще из мусульман, куда войдут представители от каждого из пригородных поселков.

Когда сели придумывать название, на совете присутствовало 11 человек, и каждый предложил свое. Уступать никому не хотелось. Каждый пытался убедить окружающих, что его название – лучшее. После получасовых дебатов присутствовавшая на встрече Рыскуль Кусакпаева всплеснула руками: сколько можно спорить, нам нужен мир, давайте уже на чем-нибудь остановимся. Я поинтересовался:

как будет «мир» по-казахски? Она ответила: «Алем». На этом и остановились. Ведь мир – именно то, что нужно нам всем. А символом стал голубь – тоже очень мирная птица.

Spread the love