Слепота – не повод отпускать мечту

У каждого из нас свое видение мира. Слепые воспринимают его иначе, чем зрячие. Но это не значит, что их мир ограничен, а незрячие – немощны. Люди, лишенные зрения, порой поражают своей целеустремленностью и способны дать фору окружающим. 21-летний Антон Чигарев мечтает стать программистом и делает все для того, чтобы осуществить мечту.

О том, что слепой с детства юноша хочет учиться этой специальности, мы узнали летом, когда вместе с бабушкой он заглянул в редакцию сделать копии документов для поступления в колледж. А в преддверии Международного дня белой трости (который отмечается 15 октября) мы побывали в гостях у студента.

– Я учусь на программиста дистанционно в колледже на базе Новосибирского государственного технического университета, – рассказывает Антон. – Занимаемся три дня в неделю (очно-заочно). С помощью специальной программы с видеочатом я подключаюсь к компьютеру в аудитории. Меня там видят и слышат. Таким образом, дистанционно в группе занимается несколько человек. Получается, что мы, как и все остальные, присутствуем на лекциях, можем задавать вопросы. Учиться мне нравится, во многом потому, что повезло с преподавателями. С ними я начал понимать физику и химию, увлекся историей. Если у студентов есть вопросы, педагоги готовы отвечать на них даже на переменах, жертвуя собственным временем. Единственный минус – у нас с Новосибирском три часа разницы во времени, из-за нее занятия у меня начинаются в 6.30.

– Но вы же планировали очно учиться в Орске?

– Хотел, но увы… Я практически поступил в технический техникум имени Стеценко на программиста, хотя брать меня не очень-то желали, отговаривали. Документы приняли, а потом отправили на медкомиссию за справкой, что я могу обучаться. В поликлинике ее не дали, сказали: ты инвалид, не дай бог потом пойдешь работать по специальности…

Ехать в специальное учебное заведение, учиться на массажиста или музыканта я не горел желанием. Мне нравится программировать, и понемногу я уже это делаю. Решил пойти по другому пути – прошел медкомиссию в Оренбурге (там у меня была временная прописка, ведь до этого я жил в интернате) и… мне разрешили учиться. Я подал документы в Новосибирск. Хотел учиться очно, общаясь с ребятами, но не смог поехать, потому что бабушка болеет. Так что учусь дистанционно, правда, приходится за себя платить.

Еще была возможность остаться в Оренбургском интернате, но я не захотел. Устал от жизни в казенных стенах. Оставшись в 15 лет сиротой после смерти матери (отца я потерял еще в раннем детстве), я уезжал оттуда только на каникулы. Атмосфера давящая. Мне всегда хотелось на свободу. Но даже когда исполнилось 18, меня не отпускали погулять по улице, приходилось убегать…

– Незрячему человеку сложно на улице одному?

– Так получилось, что детство я провел в общежитии. И в отличие от многих слепых ребят, я не был замкнут в четырех стенах. Играл во дворе вместе со зрячими сверстниками. А потому на улице чувствую себя комфортно. Я не боюсь выходить из дома.

– Вы сказали, что уже программируете. Какие программы создаете?

– Пишу игры. У меня есть свой сайт звуковых игр для незрячих. С ним в 2015 году выиграл областной конкурс среди обычных людей «Оренинфо», получил грант для талантливой молодежи – 30 тысяч рублей. На эти деньги купил ноутбук. На сайте размещены не только мои игры, но и созданные людьми со всего мира. По просьбам пользователей работаю над англоязычной версией портала. Ребята из Америки помогают мне с переводом: я хоть и владею английским, но не в совершенстве. Иногда пишу для себя какие-то небольшие программки, помогаю знакомым переустанавливать операционку на компьютерах и телефонах.

– Когда впервые познакомились с компьютером?

– В 15 лет. Осваивал его сам. В интернате у нас был один слепой педагог Николай Анатольевич, в чем-то помогал он, в чем-то – сестра и друзья. За первые учебники и аудиоматериалы огромное спасибо Пермской краевой библиотеке. Недели две я разбирался, что к чему, потом уже сидел в соцсетях (теперь я есть везде, кроме Инстаграма), пользовался звуковым редактором, изучал комбинации на клавиатуре, потому что мышь в работе мы, незрячие, не используем.

– А брайлевской системой пользуетесь?

– Еще в школе мне было легче писать на ноутбуке, чем по брайлевской системе. Выпускной экзамен по русскому языку сдавал в электронном виде. Мне удобнее работать на компьютере с обычной клавиатурой. Хотя для программирования эта система незаменима. В моей реабилитационной карте написано, что я нуждаюсь в брайлевском дисплее. Но, когда я обратился в социальные службы, выяснилось, что их дают не всем, а только тем, у кого в семье два инвалида или тем, кто занимается творческой деятельностью. Я ею занимаюсь, даже грант в прошлом году получил, но дисплей мне не дают! Куда ни писал, не могу добиться справедливости.

При помощи говорилки (озвучивающей программы для слепых) трудно искать ошибки в длинных кодах, иногда на это уходит до двух часов, а с брайлевским дисплеем сделать это можно за считанные минуты.

– Чем увлекаетесь кроме программирования?

– Немного пишу рэп. Раньше принимал участие в интернет-батлах, записывал лирические и не совсем лирические треки. Люблю читать книги как по программированию, так и художественные – детективы, фантастику. Но сейчас много времени занимает учеба. Не знаю, смогу ли я в дальнейшем работать по специальности: как выяснилось, в России слепых не берут работать программистами. Но я уже подрабатываю в качестве фрилансера. Возможно, в дальнейшем буду создавать что-то свое.

Людмила Светушкова

Spread the love