Пять знаковых сооружений Орска
«История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого», – с такой фразы Василия Ключевского в одном из октябрьских номеров «ОГ» десять лет назад начала свою публикацию журналистка Марина Сулим. Почти целая полоса была посвящена тому, как будет выглядеть обновленная улица Советская. Там предлагали установить памятник основателю города Ивану Кирилову.
Две весомые фигуры планировалось возвести на месте парка около колледжа искусств, прямо у трамвайных путей. А обновление главной артерии Старого города хотели начать с улицы Петрашевцев. В планы входила и реконструкция фасадов исторических зданий. «Кафтан» Советской все же обновили, памятник Кирилову поставили в другом месте. А до реконструкции дело так и не дошло.
Но сегодня мы бы хотели показать те знаковые сооружения, что располагаются не только в исторической части города, но и в принципе в Орске. Потому что они являются первыми – каждый в своем роде.
Дом, который построил…
В 1910 году был построен жилой дом купца 2-й гильдии Ф.Г. Аксенова – один из лучших особняков в старогородской застройке на улице С. Разина, 102, памятник архитектуры. Каменное одноэтажное здание выстроено в смешанных стилях – русском и кирпичном. На высоком арочном фронтоне – флюгер, единственный в городе.
– Автор проекта, по которому построили дом, пока неизвестен, – говорит внештатный консультант Орского краеведческого музея Татьяна Черкас. – Особенность здания в том, что оно расположено на склоне Преображенской горы. И если смотреть на него со стороны улицы Степана Разина, то оно кажется двухэтажным. Во дворе стена, идущая по срезу склона горы, выложена камнем. Сам Аксенов жил в особняке недолго, уже в 1916 году он продал его Георгию Людвиговичу Нидеккеру. Тот приобрел дом для сына.
Сейчас в нем располагается одно из подразделений полиции.
Он завещал ее сыну
В плане Орской крепости еще 1842 года обозначен дом ханского сына (казахский хан Абулхаир – прим. автора) и татарская мечеть. В конце XIX века в городе было уже три мечети, однако первая Соборная мечеть появилась только в 1900 году. Она и сейчас принимает мусульман на улице Орджоникидзе. Основание ее связано с именем известного казахского деятеля Дербисалы Беркимбаева, жившего в поселке Урпия.
– По всей вероятности, на этом месте располагалась деревянная мечеть, построенная отцом Дербисалы, – рассказывает Черкас. – Она сгорела. А отец завещал сыну выстроить новую. Дербисалы заложил каменную мечеть. Она сохранилась в своем первозданном виде, при реставрации ее восточный стиль ничуть не изменили. Медресе рядом, скорее всего, было построено на средства купца Сулеймана Бурнаева. Двухэтажное здание медресе (школы) – более поздняя постройка.
Первый. Промышленный
Одним из гигантов орской промышленности можно назвать и первое предприятие Орска – мясоперерабатывающий комбинат. Теперь он переживает далеко не самые лучшие времена, однако мы сегодня вспоминаем о тех годах, которые стали для нашего города знаковыми, как стали знаковыми и здания, построенные орчанами в начале прошлого века.
Начало 30-х годов в Оренбуржье, соседнем Казахстане и Башкортостане ознаменовалось значительным подъемом животноводства. Когда в советском правительстве зашла речь о строительстве на Южном Урале крупного предприятия мясоперерабатывающей промышленности, выбор властей пал именно на Орск. И уже в 1931 году на безлюдной равнине закипела стройка. К площадке проложили железнодорожную ветку, подвели водопровод, создали собственную энергетическую базу, а после принялись возводить основные корпуса. В 1935-м Орский мясокомбинат выдал первую продукцию. Через четыре года ввели в строй колбасный завод, еще чуть позже – консервный. Появилась у нас и своя фабрика по выработке ассоглина – специальной массы для смазки подшипников. А в 1942 году предприятие выдало первую продукцию медицинских препаратов.
Соединили Европу с Азией
С появлением промышленных предприятий встал вопрос: как людям добираться до работы через реку Урал из Старого города в тогда еще Соцгород? Решено было строить мост. К строительству, скорее всего, приступили работники «Мостопоезда-810», ныне «Мостоотряд-56», который с 1955 по 1975 годы базировался в Орске. Однако данных о строительстве моста в самом «Мостоотряде» не сохранилось. Зато мы точно знаем: железобетонный мост сдали в эксплуатацию вместе с дамбой 5 ноября 1961 года, в тот же день открыли трамвайную линию.
Также известно, кто установил на мосту указатель «Европа-Азия»: Юрий Сураев (в те годы руководитель кружка радиотехники центра «Южный Урал») и его воспитанники.
– Эскиз мы утверждали у главного художника города Петра Приймака, – вспоминает Юрий Николаевич. – После того как администрация дала добро на установку знака, мы отправились в ГАИ. Я благодарен руководителю данного подразделения – хоть и не помню его имени – за то, что и он нас поддержал. Выделил три старых дорожных знака. На них Олег Деветайкин сделал трафаретные надписи. И уже в середине мая 1989 года мы с ребятами установили указатели.
Девятиэтажка вместо бараков
Улица Краматорская (до 1951 года Уральская – прим. автора) привлекает внимание тем, что именно там находится первая в городе высотка. В былые времена улица застраивалась домами барачного типа для работников ЮУМЗ. Но бараки сносили, а на их месте возводили новое жилье.
– В январе 1972 года для работников Южуралникеля сдали первую в Орске девятиэтажку, расположенную на Краматорской, 18, – рассказывает директор Орского филиала областного государственного архива Лариса Кожухова. – Это кирпичное здание с пристроем, где долгое время на первом этаже находился знаменитый и весьма популярный магазин «Книги».
По словам Елены Нижник, некогда на месте этой девятиэтажки в барачном здании размещался машиностроительный техникум, хоть и недолго.