Когда жизнь делится на «до» и «после»

О том, как окружающие могут помочь семьям, в которые пришло несчастье, мы говорим с начальником отдела экстренного реагирования Центра экстренной психологической помощи МЧС России.

Лидия Тимофеева возглавляет группу психологов, которая прибыла в Орск в помощь орским специалистам.

– Окружающие могут помочь самыми простыми действиями, – говорит Лидия Николаевна. – Если мы говорим о членах семьи, близких, друзьях, важно просто быть рядом с человеком, который переживает потерю. Зачастую окружающих пугают слезы, плач. Часто можно услышать, как плачущему человеку говорят: перестань, успокойся, держись! Делать этого не стоит. Человек должен выплакаться, отгоревать. Этим он помогает себе облегчить внутреннее состояние, это выход эмоций. Эмоции могут быть разные: злость, обида, агрессия, глубокая печаль… Не надо их останавливать. Желательно говорить с человеком об умершем, вспоминать ситуации из жизни. Аккуратно-аккуратно, очень постепенно нужно начинать говорить о каком-то будущем. Когда происходит внезапная трагедия, жизнь делится на «до» и «после». И если до этого дня все было известно-понятно, были какие-то планы, то после трагедии происходит надлом: все рухнуло, нет планов, нет человека, с которым хотелось это делать.

Близкие, проживающие рядом, помогающие в элементарных вещах в быту, дают возможность осознать, что жизнь продолжается.

Коллеги, знакомые – это уже следующий круг. Они тоже могут помочь в решении бытовых вопросов, просто побыть рядом – поговорить или помолчать. Предлагать свою помощь нужно тактично; прежде чем приехать, лучше спросить разрешения.

Важным моментом является прощание с погибшим. Похороны дают возможность принять то, что произошло, осознать, что это реальность, тем самым помогая запустить механизм смирения. Нынешняя ситуация осложняется тем, что экспертизы могут занять длительное время, похоронить близких родственники пока не могут. В такой период поддержка особенно важна.

– Дети, теряющие близких, иначе чем взрослые переживают ситуацию. Как облегчить их страдания?

– Здесь хотелось бы посоветовать, чтобы взрослые члены семьи не делали вид, что ничего не произошло. У ребенка уже все случилось. Он уже потерял родного человека, и нужно помочь ему с этим справиться, помочь построить новую картину мира – как он будет жить без мамы или папы. С ребенком важно говорить о том, что произошло, включать его в семейные переживания, чтобы он находился в общем эмоциональном пространстве со всей семьей. При ребенке можно плакать, важно объяснять ему, что происходит, говорить: «Я сейчас плачу, потому что мне больно, потому что с нами нет папы (или мамы)». Это даст ребенку ощущение, что он не остался один на один с этой своей болью. Даже маленьким детям нужно говорить правду, ведь в силу своего восприятия мира они склонны считать, что причина всего происходящего вокруг – они сами. И если сказать, что мама уехала, ребенок будет считать себя брошенным. Он будет ждать, не понимая, почему же мама не возвращается, обвиняя себя, считая, что его не любят. Важно объяснить ему: ты ни в чем не виноват.

– Какой период самый сложный? Сначала – шок, позже приходит осознание…

– В психологии существует некий срок – один год, который дается на то, чтобы человек осознал то, что произошло, и к первой годовщине пришел с определенным умением жить без близкого. Это очень условно. Если по прошествии 5-6 месяцев после произошедшего у человека сохраняются ощущения, как и в первый день: он не верит в случившееся, боль не притупилась и вызывает настолько же острые эмоции – желательно обратиться к психологу.

Людмила Светушкова

Spread the love