Невероятная жестокость
Мальчик, пострадавший в школьной драке в конце первой четверти, по-прежнему на больничной койке. Инцидент произошел в последних числах октября во дворе школы №15.
Одного из ребят после жестокой драки увезли на скорой. Врачи поставили диагноз: сложный вывих и перелом руки. Мальчик перенес серьезную операцию, в руку вставили специальные хирургические шипы, рука висит на растяжке.
Как рассказывают школьники, пострадавший шестиклассник после уроков шел домой, когда его остановил ученик пятого класса, схватив за куртку. Мальчик этого не стерпел и выругался в адрес нападавшего. За брата вступилась сестра. Они схватили пятиклашку и начали его бить по лицу, ребрам. Пытаясь защититься, пятиклассник якобы применил специальный прием и опрокинул шестиклассника на землю. В результате тот не смог встать, а только кричал от боли. По словам ребят, пятиклассник серьезно увлекается дзюдо, поэтому хорошо владеет болевыми приемами.
Немного иной точки зрения придерживается другая сторона конфликта. По словам матери пятиклассника, ее сын просто шел домой после уроков, как его неожиданно стали оскорблять старшие мальчишки. После этого к нему подбежала девочка и стала держать дзюдоиста за руки, а шестиклассник принялся его избивать. Когда девочка отпустила спортсмена, он тоже смог ударить нападавшего, который был намного выше и сильнее. Тому это не понравилось, и он стал бить шестиклассника. Давая отпор, пятиклассник опрокинул противника на землю. А шестиклассник выставил при падении руку вперед, и потому получил серьезные повреждения. Как утверждает мама юного спортсмена, никаких специальных приемов ее сын не применял, а свидетелей того, что пострадавший ребенок первым полез в драку, множество. По словам женщины, полиция проводит проверку по факту случившегося. Мать считает, что в возбуждении уголовного дела будет отказано, так как оба ребенка несовершеннолетние.
Случаи, когда дети страдают от рук сверстников, увы, нередки. В феврале текущего года двое учеников кадетской школы подрались прямо во время урока. Для одного из драчунов происшествие закончилось госпитализацией, мальчика с серьезной травмой пришлось отправить в Оренбург. Тогда жестокость подростков поразила взрослых – никто не спешил разнять дерущихся: одни просто смеялись над потасовкой, другие снимали ее на мобильный телефон.
В ноябре прошлого года жестокая драка случилась между подростками 11 и 12 лет. В результате происшествия одного из них с ушибом позвоночника увезли в больницу.
По словам специалистов подразделений по делам несовершеннолетних, драки в школах случаются, и далеко не все становятся достоянием широкой общественности. Чаще всего такие драки возникают на почве конфликтов между одноклассниками.
В 2009 году девочки одной из орских школ избили одноклассницу, подкараулив ее во дворе учебного заведения. Тогда обошлось без серьезных физических травм. Но кто оценит глубину психологической и эмоциональной травмы, нанесенной ребенку? Чудовищной по своей сути оказалась реакция преподавателя, к которому обратились с жалобой родственники пострадавшей. «А что я сделаю?! Они дрались за пределами школы», – безапелляционно заявила педагог.
Почему наши дети настолько жестоки? Почему, вместо того, чтобы решать конфликты мирным путем или с помощью разговоров, они устраивают прилюдные избиения и даже травлю своих сверстников? Откуда у подрастающего поколения такая агрессия?
Подростки бывают жестоки не только друг к другу. Стоит вспомнить историю двух живодерок из Хабаровска. В октябре всю страну повергло в шок сообщение о том, что в Хабаровске две девушки-подростка жестоко издевались над животными – душили их, подвергали различным пыткам. По сообщению следственного комитета РФ, число погибших от их рук животных было не меньше 15, а в квартире одной из девушек был найден череп кошки. Сейчас правоохранители выясняют причастность девушек к другим преступлениям, а психиатрам предстоит проверить живодерок на вменяемость. К счастью, подобных происшествий за последние несколько лет у нас в городе не случалось.
– Происшествие, безусловно, печальное, и могу представить, какую волну возмущения оно вызвало: родители, учителя, чиновники от образования, – комментирует наш постоянный эксперт психолог Поликлиники «Цена Качество» Никита Петров. – Я не берусь давать оценки произошедшему, так как не знаю всех деталей. Тем не менее выскажу несколько мыслей, которые, на мой взгляд, помогут погасить пожар в этой или подобных ситуациях.
Первое, что необходимо сделать – это снять драматизацию, снизив степень интенсивности эмоций. Гнев, обида, вина – все эти эмоции не приближают к цели. А цель в том, чтобы минимизировать последствия, закрыть все открытые вопросы, сделать необходимые выводы и… жить дальше. Другими словами, каждая ситуация должна кануть в Лету. Если же ситуацию жестко не закрыть – она будет потреблять энергию настоящего.
Как этого добиться?
Для родителей. Поможет мысль: случилось то, что случилось. В этих обстоятельствах, как ни парадоксально, родители и с той и с другой стороны являются пострадавшими. Они не по разные стороны находятся, а по одну. Очень важное осознание, поскольку снимает конфликт и дает возможность приступить к сотрудничеству.
Важно понять, что это было: ошибка или злой умысел. Я очень надеюсь, что никто специально никого не калечил. Если имела место ошибка, то в силу вступает правило: Вселенная за ошибки не карает. Детям очень хорошо известен этот принцип, от них часто можно услышать фразу: «Я же не специально». Взрослые же часто пытаются наказать за ошибку – непродуктивная стратегия.
Что делать с детьми?
Ребенок, нанесший травму, должен почувствовать ответственность. Не вину, подчеркиваю, а ответственность. Он должен осознать, что не бывает поступков без последствий, все в жизни имеет свою цену. К сожалению, родители, учителя в своих воспитательных стратегиях часто допускают ошибку: вместо передачи ответственности они давят на чувство вины ребенка. По моим наблюдениям, такой способ воспитания никак не профилактирует нежелательное поведение. Эмоция вины становится привычной, а дальше люди так заплетают ситуации в жизни, чтобы извлекать излюбленную эмоцию (сценарий алкоголика, изменника, игромана), либо просто действуют назло, умышленно вредя себе и окружающим.
Как передать ответственность?
Нужен разговор, в ходе которого родители или психолог с родителями установят контакт со взрослой частью личности ребенка. Не с детской, обращаю внимание, когда давить на вину бесполезно и даже вредно. В результате мальчик возьмет в полной мере на себя ответственность за свой поступок и в дальнейшей своей жизни будет соразмерять поступки с полученным горьким опытом. Так же естественным образом, без насилия и давления, должно появиться осознание: мне жаль, пожалуйста, прости меня! Эту мысль и следует донести до пострадавшего ребенка. Возможно, пострадавший ребенок захочет сказать то же самое своему «обидчику» (было бы идеально).
Всем остальным невольным участникам драмы: ни в коем случае не играть в игры «Какой ужас!» и «Суд». Эти игры часто можно наблюдать в вечернее время в шоу по центральным каналам. Здесь нет возможности для того, чтобы подробно их разбирать. Скажу только, что игры эти не здоровые, патологические и далеко уводящие от конструктивного решения проблем, поскольку они провоцируют аффекты в ущерб здравому смыслу.
Юлия Виноградова