Почему ребенок играет в компьютер, а не в домашнее задание по математике?
– Едва начался учебный год, а у нас уже скандалы на весь дом: сын никак не хочет учиться, – жалуется Елена, мать 13-летнего школьника. – Я хожу по потолку, а он только и ждет, чтобы я от него отстала. Как будто выполнение домашнего задания волнует только меня.
Получая подобные звонки от читателей, понимаешь, что начало учебного года не обошло стороной родителей, потому как далеко не все школьники осознают ценность знаний и рвутся их получать. Чтобы разобрать, кому нужны уроки, мы обратились к практикующему психологу Никите Петрову.
– Конечно, родители обеспокоены, – говорит он. – Все понимают, что надо как-то объяснить ребенку, донести до него пользу истинных ценностей. И начинается воспитание под лозунгом «Не можешь – научим, не хочешь – заставим». Цель у родителей благая, но на выходе – совершенно демотивированный ребенок, ненавидящий школу.
– С другой стороны, тот же самый ребенок может часами напролет играть в компьютерную игру, совершенно лишенную сюжета, в ущерб сну, пище, отдыху, общению с друзьями, наконец. Вот бы он хоть половину игрового усердия демонстрировал по отношению к учебе!
– Максимальное удовлетворение вы получаете, когда усилия увенчались успехом. Вы можете устать, финансово потратиться, но если понимаете, что жертвы были не напрасны, вы испытаете внутреннее удовлетворение. То есть ценность результата окажется выше цены, которой вы его оплатили.
Люди крайне нуждаются в прогрессе, а его длительное отсутствие вгоняет в депрессию. Причем прогресс важен сам по себе, иногда невзирая на последствия: худеющий худеет с вредом для здоровья; бизнесмен ради прогресса – увеличения дохода – жертвует отношениями с близкими.
Компьютерные игры создают очень умные люди, прекрасно осведомленные о фундаментальных психических потребностях человека.
Первое, с чем сталкивается начинающий игрок, – дискомфорт. Играть, особенно с живыми людьми, невероятно трудно, психика начинает сопротивляться. Попробуйте поиграть некоторое время – вначале у вас мало что получится. Но тут создатели игр применяют беспроигрышный ход: они выдают игроку прогресс – начисляют баллы, присваивают звания, подбадривают и хвалят. Самочувствие игрока тут же улучшается, появляется азарт. Вначале положительные подкрепления сыплются, как из рога изобилия. Да, трудно, некомфортно, но и результаты налицо: один день поиграл – майора получил, неделю – уже генерал 80 уровня! Жизнь удалась!
– Тем временем реальность предлагает кривые лица родителей, недовольных низкой успеваемостью.
– Вот-вот, все чего-то хотят, вечно им всего мало, унижают еще. Меня – генерала 80 уровня!
А дальше дети, если им где-то плохо, они в том месте долго не задерживаются. В частности, меняют реальность объективную на виртуальную. Это как пультом от телевизора канал переключить. Чем больше родители кричат и требуют, тем сильнее у ребенка желание играть.
– Что же делать? Как превратить домашнее задание по математике в игру, а игру – в домашнее задание по математике?
– У родителей в отношении воспитания ребенка в запасе всего 3 маневра. Вы можете что-то положительно подкрепить (похвалить, другим способом простимулировать), можете не обратить внимания, т. е. выдать ноль реакции, можете что-то отрицательно подкрепить. В отношении последнего маневра, чем больше я работаю и наблюдаю отдаленные результаты его применения, в том числе у взрослых людей, тем больше прихожу к выводу, что лучше его не использовать. Как говорят в отношении лекарств: вред от его применения больше, чем возможная польза. Остаются положительные подкрепления и ноль реакции.
– Что положительно подкреплять, а на что перестать обращать внимание?
– Разумеется, хвалить даже не за успехи, а уже за стремление к успехам. На первом этапе важно подкрепить хоть малейший интерес к учебе, только тогда появляется шанс, что интерес будет расти. А на игру просто не обращать внимания, лучше перестать вбрасывать в эту тему энергию, тогда и желания сделать назло у ребенка будет меньше. Это длительный процесс, требующий терпения и последовательности. Беда в том, что родители – раздраженные, уставшие – хотят всего и вчера. Но это уже их проблема. Я верю в то, что прежде чем приступать к воспитанию, нужно решить свои психологические трудности, после чего с холодной головой, вооружившись надежными инструментами и продуманной воспитательной стратегией, добиться желаемых результатов.
Сергей Рассказов