Заколол противника и спас однополчанина

Николай Филиппович Мизецкий – один из немногих оставшихся в живых орчан – участников Великой Отечественной войны.

В свои 93 года он активен и общителен. «Дедушка, расскажи, как ты воевал», – часто просят внуки. В беседах всплывают все новые и новые детали. Человеческая память удивительна. Одни события стираются из нее напрочь, другие же спустя многие годы удается припомнить в мельчайших подробностях.

Его забрали на фронт в 1943 году, на следующий год после того, как на войну ушел и пропал без вести отец. Курс молодого бойца Николай проходил в Башкирии, в Алкино-2. В 44-м попал на Первый Белорусский Фронт.

– В составе танкового десанта участвовал в боевых действиях, находился на передовой, – рассказывает ветеран во время нашей встречи. – В одном из боев осколками снаряда меня ранило в обе ноги. Сам передвигаться не мог, товарищи погрузили меня на плащ-палатку и понесли. А немцы обстреливали территорию. Как только в нашу сторону начинают лететь снаряды, ребята бросают меня и разбегаются в разные стороны. А я лежу под открытым небом и ничего не могу поделать. Один снаряд разрывается впереди: недолет. Следующий, думаю, мой. Но нет – перелет. Бойцы снова хватают меня и тащат. И вновь обстрел… Чудом я остался жив.

В госпитале он пролежал целый год. Сначала в Ташкенте, потом в Самарканде. Ноги были повреждены до костей, кости раздроблены, но врачи сделали все возможное, чтобы боец смог вернуться к нормальной жизни. Николая Филипповича даже признали годным к дальнейшей службе. Так он оказался на Третьем Украинском фронте, который уже воевал в Европе.

– Направили в Альпы, на высоту примерно 1 738 метров. Внизу лето, а наверху зима, буран, – рассказывает участник войны. – Задачей было ликвидировать снайперов. Один из них ловил, ловил меня, но мне удалось обмануть его и уйти. Зачистка прошла успешно…

С гордостью ветеран вспоминает, как в Австрии ему удалось спасти однополчан. Их группа тогда остановилась в подвале одного из домов. Поздно вечером ему понадобилось выйти на улицу. С собой на всякий случай прихватил карабин из оружейной пирамиды, что стояла у входа. Вскинул на плечо и пошел. Навстречу человек. «Хальт!» – говорит, что по-немецки означает «стой». Хорошо, на винтовке у Мизецкого был штык, развернулся он резко и заколол противника. А своим команду дал: «В ружье!». Все выскочили. А тут немцы идут, более 20 человек, хорошо вооруженные: с двумя танковыми пулеметами, карабинами. Выследили русских. В итоге сами же оказались в плену. А Николаю Филипповичу за это дали медаль «За отвагу».

На родину, встретив Победу, из Европы солдаты шли пешком через Австрию, Чехословакию, Румынию. Двигались победным маршем, строевым шагом, с песнями заходя в каждую деревню.

Домой Николай Филиппович вернулся только в 1948-м. После войны его, как и многих других фронтовиков, направили в Тернопольскую область на ликвидацию бандеровцев.

– Три месяца мы с ними воевали, – рассказывает фронтовик. – Выявляли и уничтожали тех, кто сопротивлялся. Распознать их было непросто, многие прикидывались гражданскими, а под одеждой носили оружие и при любой возможности убивали наших солдат… Однажды нам удалось обнаружить большой схрон с оружием и людьми. Идем и видим люк, как у подвала. Командир говорит: «Открывай». Я ему: «А сам не можешь?». Он подумал и говорит: «Я старше по званию, открывай». Хорошо, открыл люк. А там большой подвал, не один год, наверное, его копали. И человек 70 в нем. Мы предложили им сдаться. Предупредили: «Не выйдете – уничтожим». Но выходить никто не собирался. Пришлось их ликвидировать с помощью гранат.

С войны Николай Филиппович пришел с боевыми орденами и медалями. Много лет после демобилизации проработал начальником паспортного стола в родном селе. А будучи на пенсии, вместе с супругой Ольгой Николаевной перебрался в Орск – к одной из дочерей. Здесь получил от государства собственную квартиру.

В прошлом году Мизецкого нашла одна из его боевых наград. Затерявшуюся медаль «За боевые заслуги» прислали из Белоруссии.

Пиджак с наградами, на котором есть и орден Отечественной войны I степени, ветеран надевает с особой гордостью. Все они напоминают о боевом прошлом, о проявленном мужестве в борьбе с врагом. О том, чем можно и нужно гордиться.

Людмила Светушкова