До кирпичей дело не дошло, но окна уже выносят

«Ну, еще по одной», – раздается из-за угла. От неожиданности вздрагиваю. Попытка посмотреть, что же творится во дворе заброшенного здания на улице Камчатской, приводит к встрече с компанией из нескольких мужчин неопределенного возраста, слегка бомжеватого вида.

Впрочем, настроены они весьма дружелюбно. «Присоединяйтесь, мадам», – приглашает один из сидящих у импровизированного стола мужчин. Ну уж нет! Спешно покидаю огороженную замусоренную территорию через огромную брешь в бетонном заборе.

На дворе день-деньской, что же тут происходит в темное время суток?

Вечером, как выясняется, местные жители стараются обходить двор стороной.

– Еще совсем недавно это было нормальное здание, в котором размещалось учебное заведение, а сейчас посмотрите, что творится, – говорит проживающий неподалеку Федор Вязимов. – Стекла бьют, все разгромлено. Неужели никому не нужна крепкая кирпичная двухэтажка? Сами видите: почти везде стоят современные пластиковые окна, и многие из них разбиты вдребезги! Сюда идут подростки, собираются непонятные личности. При таком подходе долго это здание не протянет…

– Выпускаем детей на улицу и строго-настрого наказываем: в сторону заброшенки не ходить! – делится женщина, подъехавшая на машине к одному из домов на Камчатской. – Забор там выломан, территория не охраняется. Внутрь помещения может попасть кто угодно.

 

В помещение частенько наведываются незваные гости

Как видно, и попадают. На втором этаже уже нет пары окон. Из пустого проема виднеется пожелтевшая монтажная пена. Похоже, кто-то выставил окна и забрал себе. Следы несунов заметны и на первом этаже, где местами не хватает отделочных материалов, провисает проводка. Днем и под покровом ночи из здания растаскивают все, что только можно унести.

Старожилы вспоминают, что в конце шестидесятых здесь располагалась школа. Позднее были станция юных техников и учебно-производственный комбинат, где школьников обучали азам разных профессий. О том, что в последнее время здесь находится филиал Самарского государственного университета путей сообщения, говорит вывеска у входа. По всей видимости, с тех пор как 30 июня 2017 года орский филиал СамГУПС прекратил подготовку студентов по программам высшего образования (именно такая информация значится на официальном сайте учебного заведения), здание стало невостребованным.

Но смущает даже не это, а то, что за двухэтажкой, пусть и пустующей, никто не следит, помещение никем не охраняется.

Еще в 2007 году на условиях долгосрочной безвозмездной аренды решением депутатов городского Совета оно было передано вузу. Тогда на заседании разгорелась полемика, стоит ли бесплатно предоставлять здание учебному заведению, где студенты будут обучаться и на коммерческой основе. Споры были жаркими, но завершились в пользу вуза. Спустя несколько лет объект и вовсе из муниципальной собственности был отдан в федеральную, а университету, согласно данным Кадастровой службы Оренбургской области, его отдали в оперативное управление. Вот только управлять, похоже, никто не спешит. Лишь бы спустя годы здание не превратилось в то, во что, как правило, превращаются брошенки!

Жители поселка Первомайский до сих пор страдают от соседства с бывшим магазином на улице Аносова, от которого остались только стены, и то не все.

– Здесь постоянно собираются подростки, выпивают маргинальные личности, – пожаловалась нам во время одной из встреч жительница поселка Ольга Гордиенко. – Куда мы только не обращались с просьбой снести здание! Решить вопрос не удается. Якобы у земли и постройки есть собственник. Только здания как такового здесь давно уже нет.

По городу немало заброшенных и разрушенных строений, дальнейшая судьба которых весьма туманна. Это и здание биофабрики, и недострой на ОЗТП, в котором должен был разместиться перинатальный центр, и «Птица» на Станиславского, и «Паук» за Центральным парком, и бетонные плиты рухнувшего общежития на Шаумяна… Список можно продолжать. Очень не хочется, чтобы крепкое с виду здание на улице Камчатской пополнило печальный перечень опасных объектов, от которых рядовые граждане стараются держаться подальше и которые так манят подростков. Порой посещение молодежью таких мест заканчивается грустно, а то и вовсе трагически.

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор