Положили душу за дом Богородицы

4 ноября в России отмечается День народного единства. Что же мы вспоминаем?

Праздник был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке, которое началось со смертью в 1584 году царя Ивана Грозного и продолжалось до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых. Оно было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, повальное пьянство поразили страну. Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого Московского царства». Власть в Москве узурпировала Семибоярщина во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль поляков с намерением возвести на русский престол католического королевича Владислава.

В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы», – писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков.

В сентябре 1611 года торговый человек, нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Тот не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе ополчения стали два человека, избранные народом.

Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско – более 10 тысяч служилых поместных людей, до 3 тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. В освобождении русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.

Победа послужила отправной точкой для возрождения российского государства. В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны – дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых – по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645–1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. Отмечался этот государственный праздник до 1917 года. В церковный календарь он вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Таким образом, День народного единства – не одно из нововведений новейшей истории России, а возвращение к традиции.

(Из открытых источников)