Сага про ОСАГО

Из года в год большинство автолюбителей сталкивается с проблемой оформления полиса ОСАГО.
Расскажу на собственном примере, как я пытался продлить страховой полис.

Но, надо сказать, сценарий примерно одинаков во всех компаниях. И с этим мы с вами сталкивались: «Нет нужных бланков». Но если застрахуете жизнь или приобретете другие дополнительные услуги, то бланки волшебным образом появляются. Правда, и конечный ценник возрастает раза в два. Те, у кого есть связи, стараются оформить полис через знакомых, избежав дополнительных услуг. Некоторые активные граждане пытаются решить дело путем жалоб и даже через суд, но таких немного.

До недавнего времени можно было без лишних проблем оформить электронный полис, но и эту возможность крупные страховщики постарались превратить в непреодолимый барьер.

Личный кабинет на сайте компании «Р…я» у меня уже был, и один раз я через него успешно продлил свою страховку. Думал, что и в этот раз никаких проблем не будет, но не тут-то было… Первый барьер возник на этапе, когда стоимость полиса была успешно рассчитана и нужно было его сохранить для последующей оплаты. Чтобы совершить это действие, потребовалось ввести код, присланный в СМС.

Набор символов в некоторых сообщениях таков, что только опытные пользователи компьютера способны быстро найти их на клавиатуре. Иначе может истечь время действия кода. Как мне потом рассказывали другие пытавшиеся продлить страховку, уже на этом этапе они бросали свои попытки оформить электронный полис.

Но, как оказалось, то была лишь разминка. Следом нужно ввести капчу (символы с картинки). И надо заметить, что капча эта сформирована так, что пройти ее крайне проблематично.

У кого-то на решение этой головоломки уходили часы, у кого-то дни, а у кого-то и недели. Многие бросали безуспешные попытки пройти этот барьер, логично предполагая, что все делается специально для того, чтобы человек продлевал полис в офисе компании, где ему можно навязать дополнительные услуги.

Чтобы решить проблему и все же застраховаться, я направил два запроса. Один – в техподдержку «Р…я», второй – в Центральный банк Российской Федерации (Банк России), который контролирует страховщиков.

От техподдержки «Р…я» пришло следующее сообщение: «Требование о вводе пароля и капчи является защитой, мы должны убедиться, что оформление полиса не производится роботом. В целях предотвращения несанкционированного доступа к данным Личного кабинета страхователя и их использования в целях несанкционированного заключения договора с использованием автоматических информационных систем, на этапе сохранения заявления необходимо подтвердить, что оформление полиса производится не роботом. Признаков неработоспособности сайта не выявлено, все работает корректно».

От Центробанка пришел более развернутый ответ на нескольких страницах, но суть его была заключена в двух абзацах:

«В настоящее время законодательством не регламентированы требования по составу символов в коде доступа. Таким образом, клиенту направляется код, который обеспечивает максимальную защиту передаваемой информации.

Вами были введены неверные символы, подтвердить достоверность указанных в заявлении сведений Вы не смогли».

Таким образом, и страховщик действует по закону, и Центробанк нарушений не находит. То, что закон недоработан, вроде как не вина этих двух организаций. А страдают конечные потребители, то есть мы с вами.

Итог данной коллизии закономерен: часть уставших от непомерной жадности страховщиков автолюбителей переходит на темную сторону. Либо вовсе не оформляет ОСАГО, либо покупает поддельный полис. Последний вариант более распространен, так как при проверке документов сотрудники автоинспекции, как правило, никогда не проверяют подлинность полиса по базе данных, а довольствуются лишь визуальным осмотром бланка. Естественно, что при аварии подделка выявляется, но многие рассуждают так: авария еще не факт что вообще будет, а деньги за настоящий полис нужно отдавать уже сейчас, да плюс «допы», а семейный бюджет не резиновый.

Еще один важный аспект данной проблемы – техосмотр. Ведь если люди покупают фальшивый полис или вовсе его не оформляют, то и техосмотр они не проходят. Соответственно, увеличивается число потенциально опасных транспортных средств, в которых могут, например, не работать должным образом световые приборы, отсутствовать огнетушители, аптечки и так далее.

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), еще в 2015 году доля поддельных полисов в целом по стране составляла около 2 %. С тех пор их количество только росло. А значит, растет и вероятность встретиться на дороге с обладателем фальшивки.

Картина складывается отнюдь не радостная. Те, кто строит бизнес в сфере страхования, подталкивают людей к покупке подделок. А те, кто должен контролировать страховщиков, делают это из рук вон плохо. И теперь на дорогах нередки ситуации, когда вместо цивилизованного составления европротокола для страховой компании автолюбители кричат друг на друга, пытаясь доказать свою правоту, лишь бы не вызывать инспекторов.

Сергей Раковский