Раиль Садриев: В театре сохранились главные человеческие ценности

С гастролями в нашем городе побывали артисты из Буинска. На протяжении двух дней они радовали орчан своими спектаклями. О гастрольном туре, постановках и о том, что сегодня происходит в театральной жизни, наш разговор с директором и художественным руководителем Буинского театра Раилем Садриевым.

-Мы приехали из маленького городка с населением чуть более 20 тысяч человек, – рассказывает Раиль Ильдарович. – Содержать репертуарный театр в таких условиях очень сложно. Мы к этому и не стремимся. У нас действует «бродвейская система»: показываем свои спектакли дома, затем везем по разным городам России и ближнего зарубежья и снимаем с репертуара. Это помогает нам развиваться. В рамках обменных гастролей и собственного международного фестиваля, творческих лабораторий мы принимаем различные театры у себя.

Сегодня зрителя постоянно надо удивлять. Практически у каждого в доме по 2-3 телевизора. Колоссальный поток нужной и ненужной информации идет из интернета. Порой времени на театр у людей просто не хватает. На клеточном уровне каждый понимает: ходить в театр необходимо, чтобы выйти из обоймы повседневных дел и окунуться в другую реальность, туда, где сохранились вечные человеческие ценности. Как говорил Станиславский: «Театр – это то место, где толпа превращается в народ». Человек должен войти в театр одним, а выйти из него другим, получив то, до чего он созрел.

 

– Во время нынешнего гастрольного тура вы посетили почти два десятка разных театров. Где побывали?

– Добрались до Орска, проехав 12 тысяч километров. Труппа в дороге уже месяц. Это, пожалуй, на сегодня наш самый длинный тур. Треть пути пришлось спать в автобусе. График насыщенный. Мы были в Волгограде, Астрахани, Омске, посетили многие города Казахстана, побывали в узбекских Ташкенте и Самарканде. Несколько раз пересекали государственную границу. В каждом городе даем по 3 спектакля в день. Только в Ташкенте и Орске мы играли по два дня.

 

– В Казахстан вы ездите на протяжении нескольких лет. В Узбекистане побывали впервые?

– Да. Нас там очень хорошо встретила татарская община. С удовольствием гуляли по Самарканду. Но знаете, чего не увидели? Того восточного гостеприимства, что было при Советском Союзе. Капитализм накладывает свой отпечаток. Да и у нас чувствуется его влияние. Уверен, в скором времени мы от этого уйдем, осознав, что не деньги в жизни главное…

– Для Орска вы выбрали несколько иные спектакли, чем для других городов. Почему?

– По просьбе орского театра мы привезли сюда «Иранскую конференцию» (16+), которую показывали дома на фестивале. В нашем репертуаре много комедий, которые любит зритель. Это же – совершенно другой спектакль: жесткий, философский, в необычном формате. Пожалуй, его можно назвать постдрамой. Девять представителей датской и мировой интеллектуальной элиты съезжаются на конференцию в Копенгаген, чтобы обсудить наболевшую Иранскую проблему – нарушение прав и свобод, казни, пытки и военные конфликты на Ближнем Востоке. Но постепенно эти вопросы сменяются размышлениями о смысле жизни, о человеке и Боге. У нас получился спектакль по мотивам пьесы Ивана Вырыпаева, так как одна позиция добавлена лично мной, и я выступаю как директор театра, делясь своими размышлениями о жизни. Да, пьеса меня зацепила. Очень хочется лично встретиться с автором, побеседовать о многих вещах.

Кстати, «Иранскую конференцию» мы ставили вторыми, до нас это делал только «Театр Наций». Там в спектакле играло несколько звездных составов. Он шел на ура. Свой спектакль мы играли в третий раз. На первое декабря запланирована его премьера в Казани.

 

– В спектакле много размышлений о Боге. О том, есть ли он вообще. Вы – человек верующий?

– Я не верю в какого-то конкретного Бога, но верю в божественное. И в судьбу. Именно она привела меня в театр, хотя вполне мог бы зарабатывать чем-то другим. По образованию я историк, длительное время занимался бизнесом – торговлей. Но в конце концов понял, что не этого хочу от жизни. Тем, кто стремится заработать как можно больше, хочу напомнить: у гробов карманов нет! Стараюсь убеждать тех людей, которые сидят высоко, что театр сегодня – что буинский, что орский, что любой другой – занимается сохранением государственности нашего общества, сохранением языка.

 

– Играете преимущественно на татарском языке?

– Да. Русские спектакли даем, чтобы держать кассу. На лабораториях, которые проводим, нас нередко упрекают за уход от татарского языка. Но мы от него не уходим! Мы едем в те города и регионы, где очень компактно проживают татары, где язык выходит из обихода, и показываем спектакли на татарском. Дети, хотим мы этого или не хотим уже, говорят на русском. Хочется, чтобы они знали много языков, в том числе язык своих предков, ведь это наши корни.

Знание языков важно и для артистов. Они должны расти. Если когда-нибудь поедем в Лондон, надо быть очень подготовленными, чтобы играть на английском языке. Вроде бы это нереально, но с другой стороны, наши мысли материальны… Так что на самом деле реально многое. Посмотрите: реально открыть театр в маленьком городе и проводить там международный фестиваль, куда съезжаются тысячи человек. К нам едут со всего мира! В этом году были делегации из Ирана, Эстонии, Швеции, Украины, Сербии, Турции, Казахстана. Был Театр армии из Москвы, театр Райкина из Питера. У нас было много именитых гостей. В прошлом году приезжал Сергей Безруков.

Реально представлять театр во многих странах. Ехать со своими постановками. Реально ставить мировые шедевры.

 

– Пока у вас небольшая сцена?

– С Орском сравнивать не приходится… Мы хотим строить новый театр, планируем создать у себя фестивальный центр. Нас поддерживает правительство региона. В России принимается много программ, на них выделяются огромные деньги. Три года по линии «Единой России» мы получаем средства по программе развития театров в малых городах. Это большая поддержка. Мы приглашаем отличных режиссеров.

 

– Насколько мне известно, в вашем театре много актеров без специального образования. Не считаете это принципиально важным?

– С театральным образованием у нас только четверть труппы. Мы создаем уникальный театр. Возможно, где-то идем против законов сцены, так как существуем в пространстве иначе, чем другие. Но, вне зависимости от образования, наши актеры увлечены и преданы своему делу.

 

– Вы хотите создать у себя фестивальный центр. Для чего он маленькому городу?

– У меня нет цели набить карманы. Деньги – это просто топливо, но никак не смысл жизни. Мне хочется, чтобы Буинск превратился в своеобразную творческую Мекку, куда все будут стремиться. Я вижу в театре систему для оздоровления нации.

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Spread the love