В Африку на целый год

Многие из нас мечтают о путешествиях и дальних странствиях, но далеко не всем удается воплотить мечты в реальность. Наш земляк Владимир Снатенков объехал полмира, побывал в 140 странах. Чего стоит годичное путешествие по Африке! Об увиденном путешественник с удовольствием рассказывает в своих книгах, а также просто встречаясь с людьми. Нам удалось пообщаться с Владимиром во время его визита в Орск, где он провел встречу в Центральной библиотеке имени Горького.

— Владимир, вы были педагогом. Почему оставили карьеру?

– Я родился в Беляевском районе, окончил областной пединститут, после чего работал учителем в школе. Мечтал стать директором, чтобы создать по-настоящему достойную школу. Такую, какой я себе ее представлял. В 90-е Россия переживала непростые времена. Педагоги стали менее уважаемы и востребованы, и вместе с супругой мы уехали в Германию. Как и все эмигранты, потихоньку устроились. Я искал работу, где мог: собирал яблоки, трудился на стройках. Начали появляться мизерные деньги, на которые мы осуществили мечту – отправились в путешествие автостопом. Продукты покупали в супермаркетах, ночевали в палатках. А дальше пошло-поехало. Я стал водить туристические группы, зарабатывая на этом. Началась новая жизнь. Мы обзавелись детьми. А когда им исполнилось 9, 12 и 14 лет, решили все вместе отправиться в большое путешествие на год в Африку.

 

– С детьми в Африку – не каждый на такое решится!

– Большинство знакомых, родственников и тех, кто узнал, что мы собираемся уезжать, крутили пальцем у виска. Условия, в которых мы находились, действительно были непростые. Передвигались не на джипе, а на общественном транспорте. Ночевали то в палатках, то в дешевых отелях за 8 долларов. Чтобы вы понимали, это размещение в таких условиях, где из удобств один лишь черпачок с водой. Но плюсов больше. Дети побывали в 16 африканских странах, увидели природу, познакомились с новыми людьми, с кем-то даже подружились. Во всяком случае, они до сих пор говорят, что это был самый счастливый год в их жизни.

 

– Вы написали книгу после того, как вернулись из Африки. Заинтересовала одна фраза, сказанная в аннотации: «Мы прожили дополнительно еще одну жизнь». Это был рекламный ход, чтобы книга лучше продавалась?

– Рекламные фишки меня не интересуют, я очень далек от этого. Ратую за то, чтобы люди не боялись путешествовать и знали, что можно это делать, не имея кучи денег.

 

– В интернете вы как-то советовали за полгода до путешествия отключить телевизор. Зачем?

– По телевизору часто нагнетают страхи: туда ездить опасно, сюда лучше не соваться. На самом деле телевидение преследует коммерческие цели – нужно, чтобы вы отправились не в Нуакшот и Лусаку, а, например, в Анталию или на Кипр. На самом деле самостоятельно путешествовать гораздо интереснее. Не так страшен черт, как его малюют!

 

– Многие туристы для путешествия выбирают богатые страны Западной Европы – Германию, Францию, Англию. Кто-то отправляется в США или Канаду. Почему вас интересуют страны третьего мира?

– Во-первых, они занимают большие территории, велики по численности. Посмотрите на Африку, Азию и Латинскую Америку. Какой контраст! Богатый западный мир – роботизированный, весь такой правильный из себя и хитрый… Я пришел к выводу, что чем богаче страна, тем больше в ней фальши. Там процветает капитализм. Например, в Европе достаточно побывать один раз, чтобы понять ее устройство. А в странах третьего мира все по-другому.

 

– И все-таки что вас в них так привлекает?

– Многообразие, непохожесть, самобытность. В каждом уголочке находишь что-то необыкновенное, новое.

 

– В путешествиях вы делаете потрясающие снимки, собираете их и устраиваете выставки. Какое количество стран увидело ваши работы?

– Я затрудняюсь назвать точное число стран, в которых проводил выставки. Наверное, их наберется около 80. И это не только европейские государства. В Эфиопии как-то была выставка. Хотелось удивить жителей жаркой страны и показать им российские снега – они же не видели их никогда. А тут такое зрелище открылось: русская зима! Что может быть экзотичнее для юга с его палящим солнцем?

 

– Чем отличаются путешествия от обычного отдыха?

– Вы можете читать глупую книгу, а можете взять Толстого, Чехова или Гете… Путешествия можно сравнить с литературой. Например, я могу приехать в Испанию, посетить монастырь Монсеррат, затем посмотреть культурные и исторические места, может быть, даже музеи, а после позагорать на пляже. Это одно, и совсем другое – проваляться 3 недели на побережье, набивая утробу.

 

– Путешествия позволяют вам зарабатывать. Каким образом?

– Вожу в разные страны коммерческие группы, но стараюсь не уподобляться многим турфирмам, которые, на мой взгляд, перегибают палку. Есть распределение: взрослые и дети (школьники). С первыми отправляемся в путешествие в страны третьего мира – азиатские, африканские, латиноамериканские. С детьми, конечно, выбираем места поспокойнее.

 

– Вы посетили 140 стран и на этом не останавливаетесь. Вашей семье не надоели путешествия?

– У нас все хорошо. Дети выросли и уже сами странствуют по миру. Старший, Саша, женился на венесуэлке. Мы с женой стараемся, чтобы наши путешествия совпадали, но есть места, куда я езжу один, как выражается жена, «в буйные поездки». К примеру, недавно я был в Чаде. Это очень опасное место, поэтому и отправился туда один.

Живем мы в Германии. Дети учатся в престижных вузах. Но, если быть точным, я живу в трех мирах: России, Германии и азиатских странах.

 

– Если бы у вас была возможность что-то изменить в мире, что бы это было?

– Больше всего хотелось бы, чтобы в нем царила социальная справедливость. Люди делятся на богатых и бедных, и это противоречие очень огорчает.

Владислав Логинов,

внештатный корреспондент

Spread the love