#дуракидурацкие, или Кто виноват?

10 марта город ждет премьера: Орский драматический театр покажет спектакль «Смерть Тарелкина#дуракидурацкие».

Ставит пьесу петербургский режиссер Дмитрий Сарвин, который приехал в город в начале февраля.

– В этот раз ставлю классическую пьесу Александра Сухово-Кобылина, – говорит режиссер. – Но пусть зрителя не пугает мрачное название: это – комедия. Хэштег #дуракидурацкие в полной мере раскрывает суть постановки. Надеюсь, будет смешно, хотя решать это зрителю. В основе спектакля лежит злободневная история про чиновников, про Россию, с вопросом: «Кто виноват?». На извечный вопрос есть извечный ответ – дураки и дороги. Есть в комедии и глубокий подтекст: вызов смерти, вызов Богу, который бросает Остап Бендер XIX века, решившийся умереть и начать жизнь заново.

 

– Вы уже не первый раз работаете с орскими артистами? Каковы впечатления от труппы?

– Я ехал сюда с огромным удовольствием, потому что с орчанами работать интересно. Когда меня пригласили поставить спектакль для семейного просмотра, а это было «Похищенное Рождество», ребята показали огромное желание творить, учиться. Нередко я приезжаю в театр, предлагаю мастер-классы, а мне говорят: «Зачем это нужно? Мы все умеем». Здесь было иначе. Конечно, в прошлый раз было проще. Адгур Кове пригласил меня ставить новогоднюю сказку. Если б получилось не очень, можно было бы сказать: «Что ж, это была елка! Спасибо, до свидания…» Но то, что я приехал через два года, а елка жива, говорит о том, что все-таки получилось.

 

– Какой театр Петербурга вы представляете сегодня?

– Много лет я проработал штатным режиссером в «Мюзик-холле», потом понял, что мне тесно. Сейчас сотрудничаю с продюсерским центром J&M Show, он же – Школа джаза и мюзикла.

 

– Делаете ставку именно на музыкальные спектакли?

– Моя специальность – режиссер музыкального театра. Есть опыт работы на телевидении, в питерском «Ералаше». Я могу погрузиться в работу и сделать драму, но когда работаю над драмой, в какой-то момент хочется сделать так, чтобы было не только грустно, но и местами смешно.

 

– Сегодня вы живете в Питере. Почему выбрали для себя именно северную столицу?

– В Петербург я приехал учиться, осознав, что образования, полученного в Елабуге, мне недостаточно. Выбирал между Питером и Москвой, но город на Неве настолько привлек меня своей архитектурой, своей аурой, что я сразу в него влюбился и понял, что хочу жить и творить именно здесь. Мне удалось пройти во второй тур к Фельштинскому при конкурсе 600 человек на место, но, познакомившись с Богдановым, я понял: вот мой мастер – и решил учиться у него. Ни дня не пожалел. Сегодня, с позиции прожитых лет, хочется сказать ему большое спасибо не только за знания, но и за жизненный опыт. В отличие от многих других руководителей, он позволял нам подрабатывать, что помогло определиться в жизни. К окончанию академии я твердо знал, чего хочу.

Это позволило попасть в «Мюзик-холл», где я начинал с малой сцены. Приятно было, что через некоторое время большую часть спектаклей там занимали мои постановки. Со временем я вышел и на большую сцену.

 

– В Петербурге десятки различных театров, у ценителей искусства – богатый выбор. Что вы предпочитаете смотреть?

– Стараюсь ходить на те спектакли, которые мне рекомендуют друзья и коллеги. Ведь обидно, когда оказываешься в театре, а пьеса тебе не созвучна. Это не значит, что сделано плохо или поставлено не так, просто не интересно.

Сложно выделить какой-то театр. Можно ходить на постановки, можно – на актера, можно – на режиссера. Я смотрел Жолдака – у него много интересного, хотя кто-то сочтет его сюрреалистические постановки непонятными. Мне интересен Бутусов с его специфическими приемами (он любит брызгаться водой, шуршать пакетами) – у него бывают очень интересные решения…

 

– Тем, кто в ближайшее время собирается в Питер, что рекомендовали бы посмотреть?

– Очень рекомендую, пусть это и нескромно, свой спектакль «Это Питер, детка!» с Билли Новиком – культовым персонажем в джазовой сфере. Спектакль с незамысловатым сюжетом и хорошей драматургией. Разводной мост в виде двух кроватей и мужчина, который не знает, в какой постели оказаться – то ли домой вернуться, то ли с любовницей остаться. И на этом перепутье начинается история – динамичная, смешная и очень понятная. Спектакль проходит с аншлагами. Мне как режиссеру дают на него только два билета, мои друзья стоят в очереди, чтобы его посмотреть. Хотелось бы привезти этот спектакль в Орск. Сейчас обсуждаем этот вопрос с руководством театра.

Стоит посмотреть «Мастера и Маргариту» в «Мюзик-холле», точнее, уже в Ленинградском дворце молодежи («Мюзик-холл» уходит на реконструкцию).

 

– Как вы выбираете, что будете ставить, и что сегодня востребовано зрителем?

– Важно чувствовать, что нужно аудитории. Это поиск, это диалог. Сегодня много режиссеров, которые самореализуются, считая, что публика – дура, ничего не понимает. Они являют какие-то сублимации через призму собственных страданий. Но почему от этого должен страдать зритель? Я считаю, что это неправильно. Зритель платит деньги и хочет получить эмоции, а не оценивать чье-то развитие. И он должен быть доволен.

 

– Вам доводилось ставить спектакли со звездами российской величины. С кем нравится работать?

– Очень люблю работать с КВН-щиками. Эти ребята имеют гигантский потенциал. Нравится работать с Митей Хрусталевым. Мы выпустили много спектаклей. Крайний – «Игра втроем», который с аншлагами шел на протяжении 7 лет в Питере, потом в Москве. Так как у Мити дикая занятость, мы поставили его на паузу, но я надеюсь, что спектакль будет жить. Очень комфортно работать с Билли Новиком. Я надеюсь, что орчанам все-таки удастся поближе познакомиться с «папой питерского джаза».

А пока, пользуясь случаем, хочу пригласить орчан на премьеру!

В Орске Дмитрий Сарвин не только ставит спектакли, но и активно работает с молодежью, проводя мастер-классы для студентов. 26  февраля с его легкой руки в театре запустили новый мегапроект – театральный батл «Игра приколов». Профессиональные артисты состязались в остроумии, веселье и находчивости со студентами из Орска, Новотроицка и Гая.

Людмила Светушкова