Он сожалел о распаде СССР

Наш город в разные годы посещало немало политиков. Но один из приездов известного в стране человека врезался в память по причине того, что поразили его дальновидность и предвидение на четверть века вперед.

В 1992 году Орск посетил депутат Верховного Совета России, историк, политолог, генерал-полковник Дмитрий Волкогонов. В тот момент он являлся Советником Президента России по оборонным вопросам. Времена были сложные: после распада СССР активно шел процесс распада и Содружества Независимых Государств, в России как ком нарастали социально-экономические проблемы.

Дмитрий Антонович после бурной встречи с избирателями Орска и местным депутатским корпусом уделил автору этих строк полчаса на беседу, которая прошла в кабинете тогдашнего главы города Виктора Франца. Собеседник оказался человеком откровенным и простым (он вышел родом из крестьянской семьи, пережил в детстве невзгоды и трудности: отца расстреляли в 1937 году по ложному обвинению, а мать с тремя детьми выслали в Красноярский край), а также тактичным и доброжелательным; с профессорским пытливым, аналитическим умом, ведь в течение нескольких лет в молодости он работал учителем в семилетней школе, а затем преподавал долгие годы в вузах, являлся начальником Института военной истории Министерства обороны СССР.

Генерал-полковник в начале разговора заметил, что очень сожалеет, что распался Союз после августовского путча 1991 года, а вариант СНГ хоть как-то остановил страну от полного развала, который мог привести к непредсказуемым последствиям, учитывая тот факт, что за пределами Российской Федерации «в ближнем зарубежье» оказались миллионы русских и русскоязычных граждан.

Четверть века назад военный историк и политик обрисовал нерадужную картину, которая спустя десятилетия превратилась в кровавую реальность.

– Не заладились у нас отношения с Молдавией и особенно с Украиной, хотя на территории последней проживают более 12 миллионов русских, – с большой тревогой произнес собеседник. – Украинское руководство, в основном представленное уроженцами Западной Украины, проводит жесткий курс, не склонно к компромиссам. Тяжба за владение Черноморским флотом обострила наши отношения до предела. Дело дошло до того, что русских офицеров прямо спрашивали: «Будешь ли ты воевать против России?» Я за положительное решение по разделу Черноморского флота, оцененного в 500 миллиардов рублей. Скажем, пятьдесят на пятьдесят! Но Украина настаивает на 85 процентах флота… Переговоры продолжаются, потому что худой мир лучше доброй ссоры. Считаю также незаконным решение покойного Никиты Сергеевича Хрущева подарить Крым Украине вопреки действовавшим законам, Конституции СССР. Пусть сами крымчане, среди которых 67 процентов русских, посредством всенародного референдума определят статус Крыма. Любое давление на них только приведет к обострению ситуации в регионе. Очень надеюсь, что этого не произойдет ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра.

Дмитрий Антонович как в воду глядел, анализируя ситуацию по Крыму. Он оказался прав в том, что недопустимо, чтобы на Украине русский язык превратился из государственного в обиходный, едва ли не «вражеский». Наконец, Волкогонов назвал Донбасс не только одним из экономических форпостов Украины, но и регионом, где население пророссийски настроено, многие родственники жителей Донбасса проживают на российской территории, и если в СССР это обстоятельство не имело принципиального значения, то при образовании самостоятельных государств на обломках Советского Союза это стало дестабилизирующим фактором.

Военные действия в Приднестровье, первая и вторая чеченские войны, военный конфликт с Грузией в Южной Осетии и Абхазии, украинские события, унесшие тысячи жизней на Донбассе, и референдум в Крыму за присоединение к России, введение санкций со стороны западных партнеров в отношении РФ, участие Вооруженных сил России в сирийском противостоянии – все это случилось уже после того, как Дмитрий Волкогонов выразил свое политическое беспокойство, находясь в Орске.

Следует отметить, что депутат Верховного Совета России прибыл в наш город не с пустыми руками – он доставил в Орск 42 тонны гуманитарной помощи от господина Улофа Экмана, шведского бизнесмена и друга Дмитрия Антоновича.

– Понимаю, что это не разрешит всех проблем, – заметил генерал-полковник. – Но надеюсь, что малоимущие, инвалиды, дети-сироты получат определенную помощь. Скоро в Орск поступит и несколько тонн медикаментов, что позволит снизить кризис в приобретении в аптеках лекарственных препаратов. Один из американских бизнесменов выразил желание переправить в Орск современный госпиталь, но, видимо, это сделать не получится: для его переброски из США на Южный Урал нужны огромные средства, которых нет …

Во время нашей беседы проницательный политик и военный стратег неоднократно вытаскивал из бокового кармана военного пиджака таблетки и запивал их водой, извиняясь, слегка сетуя на некоторые проблемы со здоровьем. Он преуменьшал неудовлетворительное состояние своего организма, потому что не хотел выбывать из активной обоймы политиков, для которых вера в великую Россию в тот период носила основополагающий ориентир в действиях.

Умер Дмитрий Волкогонов в возрасте 67 лет в 1995 году и был похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

В 1996 году трилогия Дмитрия Волкогонова «Вожди» в шести томах («Сталин», «Троцкий», «Ленин») была удостоена Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.

Константин Мусафиров,

корреспондент