Бить или не бить – вот в чем вопрос

– Вот, …, – 6-летний мальчуган в сердцах произносит непечатное слово на букву «б».

Ага! Ваш ребенок неожиданно, как это всегда и случается, начал нецензурно выражаться. Что делать и куда бежать?!

Обычно мы рассчитываем на то, что проблема уйдет сама. Мол, израстется. Некоторые взрослые пытаются бороться с неприличными словами в лексиконе детей запретами и наказаниями. Оригинальный способ на днях предложил служитель веры. Надо отметить, что в последнее время в нашем светском государстве активно действует этот институт. Священнослужители разных конфессий указывают, когда жениться, когда рожать детей и, конечно, как их нужно воспитывать. Вот и проблему сквернословия там знают, как решить раз и навсегда. Гениальную в своей простоте мысль изрек  протоирей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и еще семи церквей в Москве и Московской области. Он предложил «давать по роже» детям, которые используют мат. Такая несложная манипуляция якобы поможет. Видимо, этот способ церковнослужитель уже опробовал достаточно хорошо, раз с такой уверенностью транслирует в мир.

Сквернословие – явление не новое, а вот священнослужители, откровенно заявляющие о своей жесткости по отношению к подрастающему поколению, скорее исключение. Конечно, все сразу поспешили отшутиться от такого громкого заявления, но общественность все же успела среагировать.

Каждый разумный человек понимает, что нецензурная брань в лексиконе детей не может взяться из  воздуха. Так откуда же все эти слова на х, п, б и так далее возникают в головах у наших детей? Педагог-психолог Розалия Суербаева уверена, что детское сквернословие – это проекция поведения родителей или авторитетных взрослых.

– Дети до 7 лет являются отражением своих родителей, – комментирует она. – Если ребенок использует ругательства, то несложно догадаться, что усваивает он эти слова от родителей или близких взрослых. В подростковом возрасте ситуация немного меняется. Ребенку для адаптации в референтной группе необходимо руководствоваться определенными нормами общения. Их наши дети приобретают, взаимодействуя со взрослыми.

Получается, что ответственность за сквернословие детей всегда лежит на взрослых. При этом забавно наблюдать за тем, как мамочка с глазами, полными страха, в школе или детском саду возмущенно требует выяснить, откуда ее ангелочек знает столько плохих слов. Ведь она уверена, что дома никто не ругается матом, даже слово «дура» под запретом. Мы обвиняем посторонних, не замечая своих проступков. А всего-то и нужно тщательнее следить за своей речью. Главное – не забыть предупредить еще и близких, чтобы они были аккуратнее в выражениях, когда рядом находится ребенок.

Рукоприкладство как метод борьбы со сквернословием вряд ли возымеет успех. Розалия Азатовна советует родителям воздержаться от любой агрессии в отношении детей. Наказания, тем более насилие, создают у ребенка комплекс жертвы. Дети не только начинают бояться взрослого, который применил силу, они еще и теряются, не понимают, как вести себя в обществе.

Психологи, педагоги, адекватные родители давно поняли, как нужно вести себя с детьми, чтобы расположить их к себе и помочь адаптироваться в мире. Однако некоторым разговоры о добродетели гораздо важнее, чем реальная работа над собой и своими душевными и человеческими качествами, которые должны быть примером для детей. И странно то, что предложение прибегать к экзекуции звучит из уст священнослужителя.

Мариам Сарибекян,

внештатный корреспондент

Spread the love