Убери гаджет немедленно. Оторвать ребенка от компьютера или подружить с ним?

Центр практической психологии и детский дом совместно реализуют программу сопровождения замещающих семей. Каждый месяц родители обсуждают трудности, с которыми сталкиваются в воспитании детей. На этот раз психологи и слушатели искали ответ на вопрос: «Как оторвать ребенка от компьютера и телефона?». Интересно, что к концу встречи тему переформулировали: «Как подружить детей с гаджетами?».

 

В качестве экспертов на встречу были приглашены 15-летние подростки, чье мнение было основополагающим. И надо сказать, именно молодежь высказала действительно конструктивные мысли по поводу интернет-зависимости. Ребята рассуждали о возрасте, когда можно и нужно знакомить детей с планшетами; рассказали о самоконтроле игр в телефоне или блуждания по соцсетям; о нормах времени; о рисках, когда заигравшегося ребенка подкарауливает настоящая опасность; об участии взрослого; о своей свободе в виртуальном пространстве и многом другом.

 

Психологические причины зависания детей в интернете раскрыл педагог-психолог детского дома Наталья Бубчикова.

– Резко отключать компьютер или лишать ребенка интернета не рекомендуется, – отметила Наталья Владимировна. – Потребности подростка в компьютерных играх или в общении в соцсетях высоки и оправданны.

Во-первых, персонажи игр исключительно привлекательны. Ребенок соотносит себя с главным персонажем, который  легко движется к цели и становится героем.

Во-вторых, компьютерная игра сопровождается выработкой гормонов. Это стимуляторы ярких переживаний, сильных эмоций. Так что зависимость от игр – это гормональная зависимость.

В-третьих, один на один с компьютером ребенок приобретает свободу, создается иллюзия управления реальностью.

В-четвертых, высокая концентрация на игре сродни гипнотическому погружению в сон. Время в таком состоянии летит незаметно, а пространство сужается до рамок экрана.

«Хватит играть! Тебе бы все бездельничать. Я накажу тебя, если без спроса включишь компьютер!» Слыша эти угрозы, ребенок начинает думать, что компьютер ужасен сам по себе. Но у детей другое отношение к компьютеру, и в Сети находятся единомышленники, думающие так же, как они.

Родители на встрече пришли к единому мнению, что без интернета и современных гаджетов нынешний ребенок обойтись не может. Но чтобы увлечение ими не было стихийным и не переросло в зависимость, надо что-то предпринимать.

Психологи предложили родителям самим выработать советы и продумать способы отвлечения, если зависимость уже есть. Надо сказать, это задание вызвало большое затруднение: все-таки с истериками при выключении компьютера и планшета сталкиваются все.

 

Как попытаться вернуть детей в реальность, советует психолог АНО «Центр практической психологии» Алиса Попова.

– Если у ребенка нет контакта с родителями, ему все время будет чего-то не хватать, – подчеркивает Алиса Харитоновна. – Контакт заключается в возможности в любой момент обратиться к взрослому с просьбой, желанием поделиться чем-то. Важно быть на одной волне с детьми, иначе любые средства будут нерезультативны. Доверительные отношения – главный метод защиты. У нас есть возможность превратить компьютер и телефон в средство воспитания. Они помогут реально ставить запреты и научат соблюдать требования. Конфликт с ребенком из-за зависания в телефоне дает возможность говорить с подростком о правилах. Без них никуда. Родителям следует набраться терпения в своих требованиях, а в общении с подростком научиться искусству давать ребенку свободу, одновременно ограничивая его.

На встрече все вместе вспомнили времена, когда ребенка нельзя было увести с горки, ведь он просил «еще два разочка»; как не всегда сразу можно было уговорить зайти домой пообедать, ведь дворовая компания еще не доиграла в «казаки-разбойники». Чем же отличается требование немедленно убрать телефон, когда ребенок не завершил в нем все дела? Родители предложили установить таймер, чтобы требование исходило от него, а не от взрослого, а также перед игрой договориться, что, когда телефон придется убрать, это произойдет без истерик.

Еще немало вопросов подняли родители. С какого возраста ребенку можно заводить страницу в соцсетях? Как относиться к стремлению сохранить втайне общение? Что предпринимать, когда признают компьютерную зависимость у ребенка как заболевание?

Каждый последний четверг месяца детский дом ждет родителей на тематические встречи по трудным темам воспитания.

ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОМУ ПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРНЕТОМ ОТ ЦЕНТРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

  1. Убедите детей делиться с вами впечатлениями от работы в интернете. Выберите время для неконфликтного совместного просмотра страниц.
  2. Научите детей доверять интуиции. Если что-нибудь в Сети будет вызывать у них дискомфорт, пусть расскажут об этом.
  3. Запретите детям сообщать другим пользователям адрес, номер телефона и другую личную информацию.
  4. Объясните, что нравственные принципы в реальной жизни и Сети одинаковы, что нормы поведения и речи не должны измениться.
  5. Убедите детей, что они не должны встречаться с интернет-друзьями лично. Скажите, что они могут быть не теми, за кого себя выдают.
  6. Продолжайте контролировать подростков с помощью специального программного обеспечения. Средства родительского контроля позволяют блокировать вредные материалы, следить, какие веб-узлы посещают дети.
  7. Объясните, что никогда не следует отвечать на мгновенные сообщения, поступившие от незнакомцев.

Юлия Замятина,

корреспондент

Spread the love