И один в поле воин

В российском кинематографе нередко достойные фильмы проходят мимо широкой зрительской аудитории. Но время все ставит на свои места, и в результате пафосно раздутые «великие фильмы о великом» за десятки миллионов евро скатываются в рейтинге до низших оценок, а фильмы, сделанные чуть ли не на коленке, входят в топ-250 по версии «Кинопоиска». Именно так и произошло с фильмом «Дурак» (16+) режиссера Юрия Быкова. На данный момент он занимает 210 место в рейтинге лучших фильмов, опережая даже «Аватар».

В картине рассказывается о событиях, уместившихся в одни сутки. Обычный сантехник замечает, что трещина в общежитии, где живут сотни людей, начинает расти, и это неминуемо приведет к обрушению здания. Сначала все развивается неспешно, а потом стремительно ускоряется. Раскрываются характеры персонажей. Казалось бы, что может быть важнее, чем спасти сотни людей? Но у каждого причастного находятся свои резоны этого не делать. Только Никитин, обычный сантехник, не хочет и не может оставаться в стороне и продолжает бить тревогу и активно действовать. Режиссер так описал суть фильма: «Один в поле воин, но какой ценой?».

Когда смотришь картину, то в какой-то момент задумываешься: а как бы поступил я? Что важнее – своя жизнь и жизнь семьи, или сотни незнакомых, зачастую малоприятных людей? Но людей же! Многие ставили в укор фильму то, что нереалистично смотрится, как полицейские расстреливают людей всего лишь по приказу мэра. Но эта сцена имеет важнейшее значение. Дело в том, что после этого уже нет иллюзий, что Никитин лишь играет в геройство. Он осознанно ставит на кон свою жизнь и жизнь близких ради других.

Фильм неизбежно сравнивается с нашумевшим «Левиафаном». Но как метко подметили многие зрители, отличие между фильмами кардинальное – в «Левиафане» главный герой пьет и ничего не делает, а в «Дураке» – делает и не пьет.

Фильм однозначно стоит смотреть. На моей памяти это первый фильм, о котором тепло отозвался такой известный на «Ютубе» кинокритик, как BadComedian. А уж он-то в своих обзорах правду-матку режет, не стесняясь. Концовка фильма, к слову сказать, бесподобно подчеркнута незабвенным цоевским «Тем, кто ложится спать, – спокойного сна…».

Сергей Раковский,

корреспондент