Молодежный сленг атакует русский язык

21 февраля отмечается Международный день родного языка. В России государственный язык – русский, да и подавляющее большинство населения – 130 миллионов человек – считает именно его  родным языком.

Только невольно возникает вопрос: а для части населения, особенно молодежи, какой язык родной – литературный или наступающий на нормы языка сленг?

Во время недавних массовых забегов лыжников в рамках всероссийского праздника «Лыжня России – 2018» произошел эпизод, который вызвал недоуменную реакцию не только у меня, но и у переводившего дыхание после забега ветерана. Рядом проходившие студенты поведали о гонке на таком сленге, что показалось, разговаривают иностранцы.

– Вы что-нибудь поняли? – проронил мужчина, покачивая головой.

– Вроде, нецензурщины в словах нет, но о чем речь, ребятки? Так мы скоро разучимся нормально общаться! – проговорил вслед юношам и девушкам ветеран.

Те на секунду обернулись, и в ответ раздался громкий смех…

В чем причины появления агрессивного молодежного сленга, который наносит заметный урон русскому языку? Преподаватели колледжей, с кем мне довелось пообщаться на данную тему, нисколько не удивились происходящим языковым переменам, заявив, что заметно упала грамотность выпускников школ. Один из педагогов был в шоке от первокурсника, который не то чтобы многих слов не знал, но и совершенно не разбирался в родах. И это русский по национальности человек! Другой молодой преподаватель заявил, что учащиеся просто-напросто обладают скудным словарем, который едва включает в себя 100-150 слов, правда, при этом еще столько же набирается сленговых слов. Некоторые напрямую заимствованы из разных иностранных языков. Например, оказывается, что фумарить – значит курить (заимствовано из испанского), юкс – один рубль (из финского), а также словоизмененные вариации смитингнуться – встретиться, рингать – звонить по телефону,  мозжечокнуться – сойти с ума.

Зачастую учащиеся просто отказываются отвечать по гуманитарным предметам, прямо заявляя, что у них проблемы с устным выражением мыслей. А это уже симптом «болезни социальных сетей». Знакомый рассказал анекдотичный случай, как встретившиеся в ресторане молодые люди сидели молча, общаясь лишь по смартфону.

Психологи считают, что молодежный сленг – болезнь роста, им надо переболеть, как корью. Однако плохо, когда эта болезнь застаревает. Поэтому молодым людям, завязывая дружбу со сленгом, не следует терять бдительность. Не мозжечокайтесь, друзья! Фу-ты, не сходите с ума от безграмотной речи!

Константин Мусафиров