Танец с бубнами для Митрофанушки

Хотите иметь красивое спортивное тело или достичь высот в спорте? Залегайте на диван, часами смотрите спортивные передачи, а нужные мышцы нарастут сами собой. Не верите в действенность такого метода?

А вот инноваторы отечественного образования, похоже, верят. Стартует новый учебный год, и главная задача, что стоит сегодня перед учительством, так развлечь школьников, чтобы те (не приведи, господи!) не заскучали бы на уроках. Теперь не время митрофанушек. Что значит, не желает учиться? «Это вы должны его заинтересовать!» – требуют с учителя теперь уже не только инспектирующие, но и родители. Без труда образовываться желают и сами ученики. «Учителя так скучно преподают», – жалуется очередной недоросль маме. – «Солнышко, но у нас же энциклопедии, книги, а уж в Интернете информации столько! Хочешь, вместе почитаем?» – «Нет, не хочу!» – «Вам задали доклад про Льва Толстого? А вот статья о нем, какая интересная!» – «Мам, она же длинная!»

Наличие в доме компьютера, как показывает практика, не решает проблему успеваемости. Мнение, будто все дети хорошо разбираются в новых системах коммуникаций, не более чем миф. На деле дальше социальных сетей, приложений и игрушек у нынешних митрофанушек дело не идет. Так, может, действительно развлекать? Ну, допустим, Маривановна решится станцевать на учительском столе, объясняя сложное правило. Школьникам, конечно, это запомнится, причем танец лучше, чем само правило. Только повтори учительница раз-другой свой метод, на третий ученикам может и надоесть, пусть даже танец будет с бубнами. Маривановна проводила бы уроки и без выкрутасов, но ее, бедолагу, все время вынуждают вводить «нетрадиционные технологии», «инновационные методы», «групповые формы работы», «мозговые штурмы», и прочее, и тому подобное. Лишь после уроков, сделавшись репетитором, она забывает про танцы с бубнами и начинает просто учить. И… о чудо! Процесс идет как по маслу. У ребенка пробуждается уже не развлекательный интерес, а познавательный. Наконец-то понял сложную тему, решил трудную задачу, открыл мир внутренних героев классической литературы. Ситуация успеха – необходимое условие учебы. «Солнышко» должно идти в школу с твердым сознанием того, что ему надо учиться и прилагать к тому немало усилий, потому как учеба – это труд, такая же работа, что и у мамы с папой. Не развлечение, а интерес к познанию, нацеленность на успех – вот качества, которые нужно прививать «Солнышку», пока не стал еще Митрофанушкой. Тогда родители и не услышат от него страшного: «Мне скучно. Не хочу учиться!».

Николай Коржов, член Союза журналистов