Универсальный солдат
Благодаря фильмам и книгам профессия участкового окутана ореолом романтики. Это универсальный солдат, который работает с населением, участвует в раскрытии преступлений и обеспечивает общественную безопасность.
И пусть участковые не занимаются расследованием громких дел, зато это самые открытые представители правоохранительных органов. В преддверии Дня полиции, который отмечается 10 ноября, корреспондент «ОГ» встретился с начальником отдела участковых уполномоченных полиции и ПДН МУ МВД России «Орское» Андреем Талдыкиным.
– Андрей Васильевич, почему ваш выбор пал именно на профессию полицейского?
– Если честно, то выбора у меня и не было – отец всю жизнь проработал в ГАИ, поэтому я уже с детства знал, что пойду в милицию. После окончания школы в 2004 году поступил в Челябинский университет, а после пришел работать участковым. Постепенно поднимался по карьерной лестнице. В этом году меня назначили начальником службы участковых уполномоченных города.
– Что самое сложное в работе участковых?
– Нам приходится работать, в основном, с неблагополучными гражданами – это дебоширы, люди, злоупотребляющие спиртными напитками, недавно освободившиеся из мест заключения, а также с теми, кто употребляет наркотики. Очень часто принимаем участие в раскрытии преступлений. Когда оперативные сотрудники проводят анализ преступления, и данных очень мало, то они всегда обращаются к участковому, который знает практически всех в своем районе. Если, к примеру, произошла кража со взломом, то, скорее всего, это сделал ранее судимый за аналогичное преступление. В случае нанесения телесных повреждений работаем с контингентом, ранее привлекавшимся по той же статье. Иногда свидетели запоминают какие-то особые приметы, будь то шрам или татуировка, и участковый сразу понимает, кто это был. Самая большая сложность в работе – это равнодушие людей. Помогать участковым никто не хочет. Все оправдываются тем, что нет времени. А ведь свидетельские показания – одна из главных составляющих в раскрытии преступлений. Но, к сожалению, люди не до конца это понимают.
– Существует ли у вас такая проблема, как текучка кадров?
– К сожалению, да. А происходит это потому, что не каждый может выдержать напряженный режим работы. Ведь рабочий день у участковых ненормированный, может начаться в девять утра, а закончиться далеко за полночь. И если днем участковый находится в опорном пункте, работая с обращениями граждан, то по вечерам он эти самые обращения принимает.
– С какими проблемами чаще всего люди приходят к участковому?
– Перечень жалоб ничем не ограничен. Бывает и такое, что люди просят повлиять на соседа, который установил забор в неудобном месте. Могут даже пожаловаться, что трубы в квартире протекают. Участковый, конечно же, примет от них заявление, но в возбуждении уголовного дела будет отказано. А дальше посоветует в одном случае обращаться в суд, а в другом – к коммунальщикам. Поверьте, к участковым обращаются с самыми разными, порой немыслимыми проблемами, и наши сотрудники обязаны разъяснять гражданам, куда следует идти, что предпринять, чтобы они не тратили время на поиски.
– Если затрагивать тему семейных дебоширов… Часто случается, что женщины пишут заявление на мужа-драчуна, а затем забирают, потом снова пишут – и так до бесконечности?
– Раньше, конечно, такое случалось. Но с 15 июля этого года в Уголовный кодекс были внесены поправки, и сейчас по факту нанесения побоев возбуждаются уголовные дела. Теперь женщине, которая терпит побои, не обязательно писать заявление. Даже сосед может позвонить в полицию и сообщить об этом. Благодаря поправкам у участковых появилось больше полномочий.
– А как идет борьба с незаконной торговлей алкоголем?
– Борьба идет постоянно. Только в этом году было выявлено почти на 80 фактов незаконной продажи алкоголя больше, чем в прошлом. Было возбуждено семь уголовных дел по факту продажи алкоголя несовершеннолетним. Торговать пытаются везде – в киосках, в квартирах, в гаражах. Я крайне негативно отношусь даже к законной продаже спиртных напитков. Сейчас в городе появилось множество так называемых кафе, торгующих алкоголем, которые, по сути, являются обычными магазинами. И из-за такой доступности спиртных напитков зачастую случаются правонарушения. Бывает даже, что человек выпил ночью в таком кафе, вышел на улицу в нетрезвом состоянии, и его обокрали. Конечно же, самый сильный негатив у меня вызывают люди, употребляющие различные настойки. Но, к сожалению, по закону их можно продавать в любое время дня и ночи и в абсолютно любом магазине.
– В вашей практике наверняка было множество интересных случаев, которые запомнились на долгие годы?
– Самый неожиданный для меня произошел в 2008 году. В поселке Малый Кумачок было совершено убийство. На поиски преступника бросили все силы. А я в то время работал участковым в поселке Степной. Естественно, занимался обходом своей территории, расспрашивал: может, кто что видел. И, проходя мимо магазина, заметил двух мужчин, распивающих спиртное. Сделал им замечание, но они его проигнорировали. Поэтому пришлось сопроводить их в опорный пункт. Естественно, это вызвало у них бурю возмущений. Один из мужчин начал кричать: «Вот, немного выпил, и вы меня задержали, а настоящий убийца на свободе ходит!» Тут я начал выяснять, откуда он знает про убийцу. Оказалось, мой задержанный вместе с убийцей распивал спиртное. Тот, хорошо выпив, начал хвастаться тем, что он сделал. Конечно же, после этого убийцу задержали. А я до сих пор вспоминаю, как, задержав двух любителей выпить, помог раскрыть серьезное преступление.
Юлия Виноградова