Говорим о культуре – подразумеваем традиции

Елена Абузярова называет себя искушенным зрителем. Признается, что происходящее на сцене она скорее будет анализировать с пристрастием, нежели восхищаться увиденным. О своей взыскательности в вопросах искусства, а также о том, отчего в ней живут любовь к прошлым и уважение к настоящим достижениям в сфере культуры, заместитель главы города по социальной политике рассказала накануне Недели культуры в эксклюзивном интервью «ОГ».

 

– Елена Николаевна, о чем, на Ваш взгляд, мы должны говорить в первую очередь, рассуждая о таком понятии, как культура в Орске?

– Во-первых, о талантливых педагогах и одаренных воспитанниках. Исходя из того, что личностью человека делает учитель, я считаю, что у способных, творческих, инициативных педагогов не может не быть успешных воспитанников. Часто после триумфа наших ребят в творческих конкурсах, в том числе международных, спрашиваю, сколько было претендентов на победу. Говорят: пятьдесят, сто, а то и все двести. Это как о себе надо заявить, чтобы на мероприятиях всероссийского и международного уровней покорить членов жюри! Согласитесь, здесь одного везения явно недостаточно. Неслучайно 20 творческих коллективов имеют звание «Народный коллектив».

Во-вторых, культура в городе – это главным образом традиции. Это сохранение национальных творческих объединений,  музеев, клубной и библиотечной сети. Мы ничего не закрыли, не перепрофилировали, не загубили на корню. Благодарны поддержке благотворительного фонда Алишера Усманова за помощь в продолжении лучших традиций культуры в нашем городе. Это и организация бесплатных мастер-классов, и выступление столичных артистов, и приобретение музыкальных инструментов. Купить инструмент за бюджетные деньги почти невозможно. Вообще, деньги бюджета – это только зарплата работников и коммунальные расходы. В остальном ищем пути стабильного функционирования и развития учреждений культуры.

 

– А что в связи с этим требует особой финансовой поддержки и внимания властей?

– Не секрет, что не хватает средств на ремонт и содержание зданий, реставрацию памятников и объектов культурного наследия, требуются немалые вложения в обеспечение выполнения предписаний надзорных органов. Наряду с другими территориями у нас в городе не решена проблема низких ставок педагогов учреждений культуры и «старения кадров».

К сожалению, культура всегда держалась на энтузиастах!

 

– Какие же пути находит муниципалитет для удовлетворения финансовых потребностей сферы культуры?

– Ощущается значительная поддержка родителей, чьи дети занимаются в учреждениях культуры, депутатского корпуса, меценатов. Мы открыто говорим о том, что не выживем, если потеряем понимание в этом вопросе. К счастью, нас слышат и поддерживают. Важно не потерять тот фонд, который мы долгие годы сохраняли, важно не вернуться к тому времени, когда учреждения культуры отдавались в частные руки (что так часто ставится в упрек администрации). Сейчас родительская плата в детских школах искусств составляет 300 рублей. В месяц ребенок посещает 23-25 занятий. Соответственно, стоимость одного занятия для бюджета семьи составляет 10-12 рублей. Мы предлагаем увеличить ежемесячную плату до 450 рублей. Планируем выходить с этим предложением на горсовет. Дополнительные средства будут направлены на обновление инструментов, улучшение материальной базы, участие в конкурсах и фестивалях. Даже в советские годы обучение в тех же музыкальных школах бесплатным не было. За занятия в музыкальных школах платили 23 рубля при средней зарплате 120-180 рублей.

 

– Раз мы вспомнили советские годы… Как Вы считаете, что хорошего в культуре того периода было, а ныне утрачено?

– Раньше, на мой взгляд, было больше возможностей для развития крупных творческих коллективов и располагались они в прекрасных домах и дворцах культуры ведомственной принадлежности. На каждом крупном предприятии были свои творческие коллективы. Это было время симфонических оркестров, вокально-инструментальных ансамблей. И, если в нашем городе благодаря энтузиастам своего дела удалось сохранить муниципальный духовой оркестр, и детский духовой мы сохранили, то симфонический детский оркестр, который работал на базе центра «Радость», сохранить не удалось. Надо сказать, что есть сегодня и действующие вокально-инструментальные ансамбли. Например, в школе  № 88. Но это сегодня очень редкое явление.  Джаз-бенд – куда ни шло, рок-коллективы – пожалуйста. А вот ВИА, увы…

 

– Но Вы ведь не считаете, что нужно поддерживать только традиционное искусство? Может ли классика соседствовать с авангардом?

– Безусловно. Но я соглашусь с этим тогда, когда в этом нет намека на пошлость, низкопробность. Имею в виду творчество в его хорошем понимании. Мы и сейчас поддерживаем течения брейк-данс, хип-хоп, рэп. Аналогично можно говорить об искусстве бардовской песни. Может, его уровень несколько сдал позиции, но коллективы авторской песни в городе есть, и они работают в ДШИ № 4, Центре «Радость».

Я лично знаю немало интересных коллективов, которые не занимаются на базе учреждений культуры (у них есть свои площадки), но их творчество имеет право на жизнь. Если это востребовано – это живо. А востребованы, как правило, действительно заслуживающие того творческие продукты.

 

– Случалось ли Вам испытывать сильные эмоциональные впечатления, посещая культурные мероприятия в нашем городе?

– Я отдала 16 лет системе дополнительного образования и в сфере культуры ориентируюсь неплохо. Кандидатскую диссертацию  защитила в Челябинской академии культуры и искусств по специальности «Теория и методика социально-культурной деятельности». Это мне позволяет в каких-то моментах быть требовательной к демонстрируемым образцам работы коллективов культуры.

Открытием для меня был юбилейный концерт ансамбля народных инструментов «Акцент» под руководством Людмилы Субботиной. Коллективу присвоено звание народного, и это вполне заслуженно! Особенно меня восхищает, что эти люди, педагоги детской школы искусств № 5, репетируют в свободное от работы время. Они живут искусством, это их воздух, а музыка — их образ жизни.

Всегда остаюсь восхищенной выступлением хора ветеранов. Это наше достояние! Надо постараться в наше время организовать взрослых людей и вывести этот коллектив на такой высокий уровень исполнительского мастерства. Благо руководит хором опытный, заслуженный во всех смыслах человек – Владимир Попов.

Меня восхищает работа молодого педагога Центра «Созвездие» Кристины Ермоленко. Она еще в начале профессионального пути, но уже сумела не просто создать хореографический коллектив «Овация», но и вовлечь в это взрослых парней и девушек. Их выступления вызывают восторг сочетанием технически сложного исполнения и народно-модернового характером. Меня восхищает качественный, интересный, грамотно режиссированный, а порой и умело сымпровизированный  творческий симбиоз. Хочется, чтобы равные среди равных не переставали совершенствоваться, лучшие стремились стать еще лучше, а зрителю оставалось только получать от нашей работы удовольствие.

Кстати

В системе культуры в городе действует 6 учреждений дополнительного образования – 5 школ искусств и художественная школа, краеведческий музей с двумя филиалами, которые в год посещает порядка 25 тысяч человек. Действует 3 клуба в городе и 6 в поселках. Работает 12 библиотек, 2 из которых сельские – в Ударнике и Мирном.

В 1990 году Орск получил статус исторического города – у нас имеется 62 памятника архитектуры, 28 памятников истории.

Екатерина Бастина