На торгах сэкономили — больше дорог отремонтировали

Длительное время должность заместителя главы Орска по муниципальному хозяйству оставалась вакантной. В июне ее занял Сергей Щербань, чуть более полугода возглавлявший УЖКХ города. Мы встретились с Сергеем Аликовичем, чтобы обсудить насущные коммунальные проблемы.

Сергей Аликович, вступая в должность начальника УЖКХ Орска, вы отмечали, что не станете сетовать на отсутствие денег, а будете решать вопросы теми средствами, что есть, и, по возможности, привлекая дополнительные. Это удается?

– Хотелось бы, чтобы удавалось больше. Денег всегда не хватает, но если строить свою работу на том, что их нет и можно ничего не делать, зачем идти на руководящий пост? Раз пришел – должен выполнять поставленные задачи. Я знаю, что и глава города на ситуацию смотрит как производственник: есть вопрос – иди и решай. Одна из черт, которую он воспитал в своих подчиненных: мы не обращаемся друг к другу просто с проблемами – приходим с вариантами решения. Есть такая притча, когда подчиненный заходит с проблемой, на плечах у него сидит обезьяна. И как только руководитель говорит: «Ну, ладно, я сейчас сам все решу» – обезьяна перескакивает к нему. Поэтому, когда приходишь к руководителю, надо посмотреть, сколько у него уже сидит обезьян, и постараться не подбросить свою. С зоопарком лучше не заходить!

 

– Какие первоочередные задачи вы перед собой ставите?

– Коммунальная структура, которая была заложена, в духе нового времени должна претерпеть изменения. Считаю, что необходимо выстраивать жесткую административную вертикаль. Многие руководители коммунальных компаний воспринимают это как данность, другим приходится объяснять.

Второй момент: еще совсем недавно многие компании работали на выживание. Вопрос о техническом оснащении, о том, в каком направлении работать той или иной организации во благо города, не умаляя ее хозяйствующей деятельности, не стоял. Просто периодически давались команды. Несмотря на то, что наш город дотационный, он шел по какому-то экстенсивному пути развития коммунального хозяйства. Брали массой. Надо убирать улицу – направляли туда 300 человек, и все. Но сегодня есть частный бизнес, есть хозяйствующие субъекты, и получается, что та масса, которую мы можем куда-то направить, все меньше и меньше. В этом году мы столкнулись с проблемой уборки улиц. По сути убирать их должны профессионалы, обеспеченные техническими средствами. А у нас случился аврал. Будем работать над техническим оснащением.

Ну и третья задача – довести до понимания жителей, что все мы должны заботиться о своем городе. Собственникам жилья дано много прав, но не все осознают, что кроме этого есть и обязанности, что они должны следить за общим имуществом.

Коммунальщиков часто критикуют, не без основания. Мы реагируем на замечания. Но и жители должны чувствовать свою ответственность.

 

– Сейчас в городе действует множество управляющих организаций. Удается ли власти выстроить с ними отношения? И как вы относитесь к конкуренции в сфере ЖКХ?

– Отношения налаживаем. Если говорить о конкуренции, думаю, мы стоим на самом начальном этапе. Из старой формации со старыми порядками перейти в новую невозможно. Надо, чтобы поменялось сознание и жителей, и руководства управляющих организаций.

В основном, борьба идет за хорошие дома: высотные, что поновее. Конкуренции добиваются каким образом? Чаще всего тариф доводится до минимального. И если на текущих вопросах можно легко сэкономить – мыть полы, скажем, не два раза в неделю, а один, с содержанием и сохранением жилого фонда все гораздо сложнее. Если ими не заниматься, дома начнут разрушаться. Как пример могу привести Старый город.
Лет 10 назад там заговорили о сносе домов. И во многих из них, в том числе и в тех, которые являются памятниками архитектуры и не подлежат сносу, перестали что-то делать. Дома стали разрушаться. Подобных примеров много.

 

– На одном из аппаратных совещаний глава города призвал ускорить процесс капитального ремонта жилья, отобранного на 2018 год. Что для этого делается?

– В 2016 году, когда начиналась программа, все старались сделать побыстрее, и на 2017 год перешло много недоделок. В 2017-м все уже стало строже. Проекты обсуждались «на берегу», но эти обсуждения выливались в длительный процесс. Получалось – пока утвердили проект, пока начали делать, уже белые мухи полетели. В этом году стали действовать иначе. Все начинается с утверждения сметы проекта и ее согласования с жителями (ведь выполнение тех или иных работ может повлечь повышение сумм ежемесячных платежей). Это позволяет оперативно приступить непосредственно к работам.

 

– В этом году горожан порадовал ранний ремонт дорог. Сколько удалось привести в порядок?

– В рамках выделенных средств мы планировали отремонтировать 14 дорог. На торгах сэкономили средства, поэтому делаем 18. Идем по графику. Недавно проверяли эти дороги. Считаю, что подрядчики подошли к делу основательно, но были выявлены недостатки, которые сейчас устраняются.

На других проблемных участках планируем ямочный ремонт. Основные средства распределены, работаем по соцпартнерству, с теми же подрядчиками есть варианты по софинансированию.

Конечно, хотелось бы привести все наши дороги в порядок. Когда я пришел в УЖКХ, первым делом попросил посчитать, сколько это будет стоить. Так вот, по данным на 2017 год, требовался 1 миллиард 300 тысяч рублей. Выделенные 90 миллионов с этим, конечно, несопоставимы. Но это не повод складывать руки.

К сожалению, пока планирование работ оставляет желать лучшего. Участки для ремонта отбираются исходя из общественного мнения и рекомендаций контролирующих органов. На мой взгляд, мы должны прийти к плановым ремонтам. Понятно, что участки, на которых сложилась аварийная ситуация, придется восстанавливать. Но, учитывая, что все дороги имеют определенный срок эксплуатации, нужно ремонтировать и те, срок службы которых истек. На этот уровень необходимо выходить.

 

– Несколько ранее отремонтированных участков дорог этим летом пришлось восстанавливать по гарантии. Значит, качество ремонта хромает?

– На шести дорогах по гарантии был сделан ямочный ремонт. Вы знаете, не всегда дело в качестве. Проблема в том, что ремонт мы ведем на старой основе. Раньше как строили дороги: дали предприятию задание – оно выполнило. А заглядывать, сколько какого материала положено, никто и не думал. Да и те дороги, которые были сделаны по технологии, не были рассчитаны на такую нагрузку, как у нас сейчас. Поток автомобилей увеличился в разы, грузоподъемность и скоростные режимы возросли. Плюс, не забывайте, мы находимся в рисковой климатической зоне, да и подземные воды оказывают влияние. Есть места, где асфальт проваливается годами, как на проспекте Мира. Ситуации разные.

В этом году делали улицу Дорожную (по ней было больше всего жалоб на сайте «убитых» дорог), подрядчик дошел до определенного участка, а там плавучая зона. И ремонт выполнять надо, и гарантию он дать не может…

Вообще, когда ремонтируются дороги, желательно восстановить или заменить идущие под ними коммуникации, чтобы потом не вскрывать асфальт из-за аварий. Но это уже совсем другие затраты.

 

– С сетями в Орске проблема особая. Износ высокий, еще несколько лет назад официально заявлялось, что он приближается к ста процентам.

– Проблема решается. Стараемся выровнять состояние водоканала. Надо отдать должное его руководителю, силами предприятия он ежегодно покрывает до 5 км новыми сетями. То же делает ОПТС. Сейчас идет замена труб в Новой Биофабрике. Рассматриваются вопросы по способу увеличения обеспеченности водой населения (проблема остро обозначилась после падения уровня Урала в мае). В этом году мы начнем реализацию соответствующих проектов, пойдем со Старого города. Больной вопрос – износ частных сетей.

 

– Несколько лет назад в городе поднимался вопрос строительства новых очистных сооружений. Делался проект, заявлялось, что на реализацию нужно порядка 1,5 млрд рублей. Вопрос остается открытым?

– Подготовленный проект был рассчитан на население города с перспективой его увеличения. На данный момент у нас пошло снижение, поэтому придется вносить коррективы, но вопрос все равно актуален. Самому городу новые очистные не потянуть. Прорабатываем вопрос, доказываем необходимость. Пока он отложен.

 

– Очевидно, что с очистными городу в одиночку не справиться, а вот решить вопрос с озеленением, согласитесь, можно. Увы, с каждым годом деревьев становится меньше.

– Каждое спиленное дерево должно быть заменено новым, и мы будем за этим следить. Помимо этого, пытаемся на въездах в город сделать лесозащитные полосы. Высадили тополя на Оренбургском направлении. Есть новые деревья и на Домбаровском. Сейчас определяемся, кто будет следить за зелеными насаждениями в городе. Они требуют внимания, своевременной замены, качественной обрезки, и этим должны заниматься профессионалы.

Вообще, мне очень хотелось бы, чтобы в коммунальной сфере трудились только профессионалы, обеспеченные техникой, тогда и качество работ будет на уровне.

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Spread the love