Педагогические муки из-за муки

Когда началось падение престижа профессии педагога, и где истоки поразительного снижения за четверть века качества образования на всех уровнях обучения – от школы до вуза? Думается, педагогическая беда началась с общегосударственных проблем конца восьмидесятых – начала девяностых годов прошлого столетия. Однако сегодня все-таки речь о другом. Как, за счет чего и благодаря каким педагогам российское образование окончательно не разрушилось на корню?

 

— В девяностые годы учителя пережили настоящее испытание. Его можно сравнить только с реальным социальным бедствием. Работники сферы образования оказались на передовой смены общественных формаций: на смену рушившемуся развитому социализму приходил непонятный бандитский капитализм. Большинство педагогов того периода выступали за перемены в СССР. Но они никак не думали о разрушении государства, изменении устоев…

 

И Орск в этом плане не был исключением, а скорее, являл собой яркий пример физического выживания тех, кто посвятил себя благородному делу – воспитанию и обучению подрастающего поколения. Приведу только несколько документальных фрагментов того периода, которые сохранились в журналистских блокнотах.

 

1991 год. В школе № 50, как и в других образовательных учреждениях, в начале учебного года, в октябре-ноябре, учителя объявили о предупредительной забастовке в связи со снижением уровня жизни.

 

«Инфляция наступает, а наша и без того мизерная зарплата не увеличивается ни на рубль, – отмечал одна из педагогов школы Лариса Тимофеевна П. – Как может прожить молодой учитель, имея ставку 190 рублей за 18 часов в неделю? Это абсолютно нищенский уровень. Купить туфли за 400-600 рублей или костюм за 500-700 рублей мы не имеем никакой возможности. Так жить дальше нельзя. Терпение лопается. Наш труд обесценен, престиж профессии упал едва ли не до нулевой отметки. Что будет представлять наше общество в будущем?»

 

В тот момент уважаемая Лариса Тимофеевна даже не предполагала, что деградация общества и образования в дальнейшем примет катастрофический характер, а на улицах появятся безнадзорные и беспризорные дети, о которых педагоги рассказывали учащимся на уроках истории, говоря о постреволюционном времени.

 

«За классное руководство получаю всего 30 рублей, за проверку тетрадей – 20! А для того чтобы проверить сочинения старших классов, необходимо трое суток. Не говорю уже о ежедневной проверке тетрадей в младших», – с возмущением рассказывал другой педагог, литератор.

 

«В нашей школе обучается 1200 ребят, при этом 99 % родителей – это работники трех крупных предприятий Орска – «Южуралмаша», «Юж-уралникеля» и механического завода, – говорила «математичка» Галина Михайловна К. – К сожалению, руководители предприятий отказываются нам помогать. Единственным исключением является механический завод: в прошлом году нам выделили несколько холодильников и по одному килограмму сахара на каждого педагога. И все. Помощь оказана в разовом порядке».

 

– Преподаю в школе предмет, без которого немыслимо завтра, – информатику. Имею ставку всего 240 рублей. Стыдно приносить такую зарплату в семью. Специалисты моего профиля на заводах зарабатывают в 4 раза больше! Один выход – это увольнение, но за долгие годы прикипел душой к коллективу и детям. А ведь из школ потоком уходят педагоги, особенно мужчины. Один знакомый ушел в кооперацию – и уже через 4 месяца приобрел автомобиль! Вот и все аргументы в пользу свободного предпринимательства. Почему наш труд столь низко ценится в обществе? Как можно мириться с тем, что после уроков учитель берет тряпку и моет полы?»

 

Затем последовали забастовки учителей. Однако кардинальных перемен к лучшему не произошло. Потом наступил период разрушения СССР, идеалов социализма и коммунистического будущего.

 

1996 год. Начало учебного года получилось рваным. Весной 1996-го прошла месячная весенняя забастовка учителей, после были ежедневные пикеты у здания горадминистрации.

 

Лидия Игоревна, один из педагогов школы № 32, в разговоре с журналистами отметила: «Поверьте, в педагогических коллективах ситуация накалена до предела. Зарплата за последние 3-4 месяца не выплачена. Мы, например, с мужем вместе в школе работаем, накопили массу долгов. Кое-как перебиваемся. Компенсируют детские пособия мукой, а не лучше ли было бы погасить счета за квартплату? У некоторых квартирный долг перевалил за миллион рублей. И потом, учителю нужен не только хлеб. А здесь даже газету не на что выписать».

 

В сентябре в школах Орска, кроме протестов и негодования против нищенской жизни педагогов, был и настоящий ажиотаж с получением задолженностей по зарплате и пособиям. Кто мукой брал, кто сахаром, кто тушенкой с истекающим сроком хранения, кто возвращался с Орской трикотажной фабрики с сумкой… трусов.

 

«На завтра машина нужна, – ломал голову одна из педагогов школы № 24, переехавший в Орск из Туркмении. – 3 мешка муки беру в счет погашения детского пособия и методических. Живу, правда, на 12 метрах в общежитии, поэтому пару мешков передам на хранение родственникам, потом постараюсь их продать и получить реальные деньги».

 

Лишь педагоги двух школ города категорически не хотели участвовать в «таком национальном позоре» – это преподаватели школ № 32 и 29. Они в тот момент все еще сохраняли веру, что их защитят судебные органы и они получат на руки законную зарплату в денежном выражении.

 

В то время ветераны-педагоги нередко вспоминали годы Великой Отечественной войны, рассказывали абсолютно правдивые истории из прошлого, стараясь , видимо, поддержать дух своих молодых коллег. «В тяжелые военные годы в сельских школах все перешло на самообеспечение. Ученик приносил в школу в течение учебного года либо сотню яиц, либо килограмм шерсти. Этим отчасти оплачивалось содержание учителя, а остальное шло на фронт». Но 1996 год отделяли многие десятилетия от годов сороковых-роковых, поэтому подобные убеждения старших мало действовали на молодых педагогов, которые все чаще уходили из учебных коллективов, меняя профессию. А ученики месяцами находились вне школы, пока учителя боролись за свои права. Естественно, от этого проигрывали все, а в первую очередь российское общество. Не здесь ли истинные причины и истоки падения роли учителя, отсутствия интереса у молодежи к уважаемой и почетной некогда профессии, наконец, начавшегося уже сегодня очередного педагогического голода в Орске, когда при действующем педагогическом вузе надвигается кадровый дефицит в учительской среде?

 

Приходишь к выводу, что за последнюю четверть века учительство России не утверждает себя, а просто-напросто выживает. При этом продолжает готовить будущих специалистов в разных областях экономики. Кто-то за это время освоил смежные профессии или начал заниматься репетиторством, но многие педагогические дарования российское общество на этом кочковатом пути потеряло безвозвратно…

Константин Мусафиров,

корреспондент

Spread the love