Вместе на пути

Кто не согласится, что основа благополучия – любовь? Конечно, это очевидно! Но что нужно, чтобы сохранить в сердцах святыню любви? Прежде всего умение принять другого, услышать его, увидеть мир вместе с ним… Но не менее значима и открытость, стремление делиться своим видением, радостями или заботами с теми, кто рядом.

Наша рубрика – еще одна возможность для диалога тех, кто стремится услышать и обрести что-то сокровенное для себя, и тех, кто по силам готов разделить свое мировоззрение с такими дорогими знакомыми и незнакомыми друзьями. В добрый путь! И непременно вместе.

Хорошо, что нынешние родители стремятся сделать церковную жизнь понятной и близкой своим детям, приводят детей в храм, но крайне важно перед столь серьезным шагом задуматься о двух вещах: для чего я привожу ребенка в церковь и что необходимо делать для того, чтобы его пребывание там принесло желанные плоды.

 

Пока ребенок мал, походы в церковь проблемы не представляли, а вот сладить с подросшим карапузом бывает нелегко. Но и тут мы не теряем бдительности – когда пряником, а когда и кнутом нам удается завести на освященную территорию брыкающееся чадо. И облегченно вздыхаем: хоть и капризничает, и дуется, а все ж в храме побыл, хоть секундочку. Но Бог – не автомат, выдающий искомое в ответ на комбинацию нужных действий.

Приверженцев таких воспитательных приемов можно поздравить, они достигают сразу двух целей: расшатывают в ребенке элементарные нравственные устои и прививают отвращение ко всему, что связано с церковностью. И это в лучшем случае. В лучшем, потому что чаще происходит вещь еще более страшная: ребенок научается воспринимать храм и освященные вещи как некие магические средства, автоматически доставляющие жаждущим земные блага и жизнь вечную.

Стоит ли говорить, что о Христе, о любви Божией и о любви к Богу и ближнему такой «христианин» и не задумается? Бог для него – автомат, выдающий искомое.

Очень важно помнить и о том, что любого взрослого в его отношениях с ребенком подстерегает очень серьезное искушение – искушение «казаться, а не быть». Казаться всегда правым и всезнающим, казаться более благочестивым, чем есть на самом деле.

Мы можем действовать из добрых побуждений, стараясь быть достойным примером для наших детей, но факт остается фактом: если мы лицемерим в самом главном – в оценке своих отношений с Богом, если мы ведем себя так, словно в нашей душе нет возрастающей, живой веры и вся духовность сводится только к одному безрадостному «надо» и «должно», если мы не брезгуем обманом, пренебрегаем свободой ребенка и добрыми отношениями с ним (а порой и с другими членами семьи) для исполнения этого долга, тогда наши дети поступают мудрее нас, отказываясь принимать нашу безжизненность и лживость.

Поступая так, мы свидетельствуем, что «не знаем, какого мы духа» (Лк. 9,55), а значит, не имеем в себе этого духа и, соответственно, не можем давать его. Порой мы прибегаем к другой крайности и стараемся казаться «лучшими друзьями детей»: все понимающими и мягкими, безудержно веселыми и нетребовательными; мы начинаем панибратствовать с детьми и идти у них на поводу. Понятно, что ни к чему хорошему такие действия тоже не приводят.

Церковная жизнь – не тягостная, не скучная и не надуманная. Ребенок должен осознавать, что церковная жизнь – это жизнь творческая, радостная, жизнь нелегкая, но не тягостная. Осознать это он сможет только в том случае, если церковная жизнь будет таковой у тех, кто ведет его в церковь.

Мы не можем похвастать таким сокровищем? Тогда честно признаемся себе в этом и не будем стесняться вместе с ребенком учиться приходить ко Христу. Это нисколько не умалит нашего авторитета, наоборот, признание своих ошибок и недостатков, равно как и терпение ошибок и недостатков ребенка, это проявление истинного смирения, подобного смирению Божию, который «смирился до зела» ради нас, грешных.

Всех тонкостей воспитания юной души не раскрыть. Главное же – начиная со своим ребенком путь в храм, нужно помнить, что шагать по этому пути вы будете вдвоем…

Рубрику ведет Юлия Притула,

руководитель информационно-издательского отдела Орской епархии