Чему учат в школе?

«Я абсолютно убеждена, что из школьной программы нужно убрать «Войну и мир» Льва Толстого, а также некоторые романы Федора Достоевского».

Это цитата из интервью президента Российской академии образования России Людмилы Вербицкой. Заместитель председателя Общества русской словесности сослалась на то, что это глубокие философские произведения, с серьезными рассуждениями на разные темы, и ребенок просто не может понять всей их глубины. Справедливости ради стоит отметить, что «Войну и мир», как и «Преступление и наказание», читают далеко не все школьники, не говоря о понимании и осмыслении того, что имел в виду автор. Но… достаточно исключить книги из программы, и где гарантия, что завтрашние выпускники вообще будут знать об их существовании?

Ломать – не строить! А может быть, прежде чем что-то убирать из программы или вводить в нее, стоит серьезно подумать?! Увы, далеко не все свежие идеи оказываются хорошими. И то, чему учат в школе, порой вызывает недоумение.

К примеру, несколько лет назад появился в школьной программе курс «Основы религиозных культур и светской этики». Он предполагает изучение в 4-5 классах нескольких модулей (на выбор), рассматривающих наиболее популярные мировые религии, их в комплексе, либо этику. Правда, во многих школах выбор оказался без выбора: преподают в них лишь то направление, по которому обучены педагоги. Но суть проблемы даже не в этом. Непонятно, зачем четверокласснику в школе в рамках отдельного предмета изучать религию? Нужна ли 10-летним детям светская этика, тоже большой вопрос. Многое зависит от того, как подать предмет. Но достаточно заглянуть в учебник, становится очевидно: он слеплен на скорую руку. Читается, кстати, гораздо тяжелее, чем романы Толстого и Достоевского. Это студентам на лекциях по философии могут пригодиться витиевато сформулированные определения морали или добродетели. Зачем они четвероклассникам?

Раньше о морали с учениками начальной школы говорили на уроках чтения и классных часах. И сейчас говорят. Так зачем же один час в неделю посвящать философии? Не лучше ли этот час отдать на обсуждение литературных произведений, доступных детям этого возраста, где те же самые понятия разбираются на живых примерах?

Это лишь частная проблема российского среднего образования. Можно много говорить о качестве учебников, увеличенном на год периоде обучения с урезанием фактически получаемых знаний, порой необоснованной нагрузкой на учащихся… А ведь достаточно оглянуться назад и хотя бы не отказываться от того хорошего, что когда-то было.

Николай Коржов